ПТС это не Паспорт Транспортного Средства
Плавающий транспортер, более известный под простой аббревиатурой ПТС – армейское решение, которое является универсальным болотоходом и может преодолевать не только сложные наземные участки, но и водные преграды. Гусеничная основа в сочетании с обтекаемым корпусом позволяют с успехом справляться с практически любыми вездеходными задачами. В комплект поставки входит также прицеп ПКП – он помогает при транспортировке оборудования и дополнительных грузов в тех случаях, когда грузоподъемность не позволит перевезти автомобиль или какое-либо другое оборудование через водную гладь.
Разработка решения напрашивалась сама собой – в Советском Союзе в 50-60-е годы попросту не было подобного устройства, которое помогло бы преодолевать сложные препятствия в труднодоступных районах. Повышенная проходимость, возможность переплывать реки и переходить через болота оказалась выгодна партийной верхушке для целостного и полного обеспечения нужд нефте- и газодобывающей промышленности, так как большинство залежей лежали на севере, в тундре и в тайге.
Проектная грузоподъемность на суше должна была составить около 7 тонн: забегая наперед, достичь такого показателя не удалось, но устройство все же стало успешным на своем поприще. В начале 1958 года в конструкторском бюро под руководством Е. Ленциуса началось проектирование ПТС. Из-за ряда проволочек первый прототип был построен лишь три года спустя – в 1961. За это время проведена огромная работа по унификации запчастей к имеющимся гражданским и военным агрегатам – по большей мере, все необходимые запчасти можно было достать из АТС-59 и самого актуального на то время танка Т-54.
Площадь платформы составила почти 19 квадратным метров: чуть более 7 в длину и 2.7 – в ширину. Длина самого плавающего транспортера составила почти 12 метров при высоте в 2.6. Приводил в действие 17-тонный агрегат сверхмощный двигатель В54П объемом 38 литров. V-образная конфигурация при 12 цилиндрах позволили ему выдавать на низких оборотах до 350 лошадиных сил – это полностью покрывало нужды ПТС. К слову, модель двигателя оказалась настолько удобной для ряда устройств, что выпускается (с незначительными доработками) до сих пор под тем же номером. На ПТС же потребление топлива было высоким, что, тем не менее, позволило агрегату проходить до 380 километров по автомобильной дороге на полном баке. Скорость по обычной дороге составляла до 40 километров в час, по пересеченной местности – до 25 км/ч. Основным изготовителем устройства стал вагоностроительный завод в городе Кременчуг (Украина).
Транспортер использовался военными и отлично зарекомендовал себя при проведении учений и настоящих боевых операция по высадке десанта. Его мореходность составляла 5 баллов, что являлось настолько большим запасом, что устройство попросту не потребовало замены на протяжении нескольких десятилетий – характеристики подходили идеально. Тем не менее, он стал отличной основой для усовершенствованных ПТС-2 и К-61. В новых версиях конструкцию особенно не изменяли, но добавили отопитель кабины и более мощные нагнетатели воздуха.
январь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94