Самый удачный танк Первой мировой войны
Рено FT-17 первый французский лёгкий танк, ставший самой массовой бронемашиной двух мировых войн и определивший основные принципы мирового танкостроения на несколько десятилетий вперёд. Компоновочная схема с расположением моторно-трансмиссионного отсека сзади впервые увидела свет именно на этой машине.
После проведённых испытаний правительство Франции, воодушевлённое их результатами, заказало своим промышленникам 1000 единиц техники. Были изготовлены танки четырёх модификаций, включая танк поддержки с 75-миллиметровым орудием, который ради справедливости стоило бы назвать самоходкой, поскольку его башня была неподвижной. Ранние образцы FT-17 отличались от последующих конструкцией башни: она была восьмигранной и скреплялась заклёпками, в то время как на новых версиях было решено ставить более простую и дешёвую литую круглую башню.
Подвеска и ходовая часть французской бронемашины на то время считались передовыми: бортовые тележки с катками крепились к листовым рессорам. Машина в целом оказалась весьма эффективной и способной преодолевать вертикальные препятствия. В разработке танка участвовал как сам Луи Рено, так и его ученики, а внимание уделялось не только боевым характеристикам, но и внешнему дизайну (Французский подход). Однако, для производства танков не хватало брони, поэтому необходимое закупалось в Англии. Основная часть машин была вооружена только пулемётами по тем же причинам.
Водитель боевой машины располагался впереди на откидывающемся сидении, а командир, также выполнявший роль стрелка – в подвижной башенке. Вход и выход экипажа осуществлялись через люки в носовой и кормовой частях танка. Обитаемый отсек отделялся от моторного бронированной перегородкой. Впервые на FT-17 была реализована концепция несущего корпуса. Четырёхцилиндровый карбюраторный мотор имел жидкостное охлаждение. Система подачи горючего состояла из насоса и пульсатора (топливного гидроаккумулятора). В конструкции сцепления применялись конические шестерни. Для поворота бронемашины служили фрикционы (по одному на борт), которые управлялись специальными рычагами.
«Рено» среди других танков того периода был самым маневренным и мог даже разворачиваться вокруг гусеницы. Самым проблемным местом было водяное охлаждение, требовавшее постоянного контроля. Низкое давление гусениц на почву давало преимущество в проходимости.
Подъёмы в 45 градусов и рвы до двух метров глубиной не были для французского танка проблемой. Однако небольшой запас хода создавал необходимость перевозки FT-17 к местам сражений другими транспортными средствами по дорогам общего назначения, что с военной точки зрения могло подставить под удар успешность наступления.
Тем не менее боевое применение лёгких танков в Первую мировую можно назвать успешным, несмотря на то, что не все из выпущенных машин были готовыми к бою сойдя с конвейера. Многие готовились уже в полевых условиях. Благодаря FT-17 Антанта выиграла битву при Суассоне. Говоря же о неизбежных недостатках отметим, что слабым местом танка были гусеничные шарниры и топливный насос. Но это компенсировалось простотой обслуживания, и повреждённая машина быстро становилась боеспособной.
Также следует заметить, что Reno FT-17 являлся первым Советским танком поступившим на вооружение Красной Армии! Трофейные Рено были захвачены в боях под Одессой у армии генерала Деникина в марте 1919 года. Уже в 20 году по личному распоряжению Ильича были выпущены отечественные копии этой боевой машины.
Читайте интересную статью «Русский Рено» (нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне).
сентябрь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« Американцы украли у России ракеты и экраноплан 2С1–Н гражданский потомок «Гвоздики» »