Булат — сталь, крепкий (перевод с тюркского)
Специальный Бронированный Автомобиль СБА-60-К2 Булат
Бронированные автомобили используются на полях сражений уже давно: они являются отличным способом не только сохранить личный состав, но и совершать разведывательно-диверсионные действия в тылу противника. Ключевой чертой таких вездеходов является высокая проходимость, которая сочетается с высокой мобильностью и динамикой хода: для некоторых целей использовать те же бронетранспортеры просто нецелесообразно, а обычная машина повышенной проходимости не обеспечивает должной защиты экипажа, но поставленные задачи командования необходимо выполнять. Да и судя по опыту текущих локальных конфликтов на Ближнем Востоке, без такого вида вооружения в больших количествах эффективность пехоты и других видов войск сильно падает. В новостях регулярно показывают Сирийский конфликт, где боевики ИГИЛ (запрещенная в России организация)
едут на японских или американских пикапах с пулеметом или гранатометом в кузове, а кабины по бокам «облеплены» чешуей из броне-пластин для защиты пассажиров. Бронемобиль, на который устанавливается пулемет или другое легкое вооружение, является сложной для поражения (легкая броня защищает от пуль, осколков и мин мощностью до 6-8 кг в тротиловом эквиваленте) целью из-за большой скорости передвижения, при том, что наносит силам противника крупный урон. Против другой бронетехники такие автомобили, конечно, не смогут противостоять в открытом бою, но их задача в этом и не заключается.
Тайфун с Урала
Учитывая большой спрос на подобное вооружение в мире, Российская компания из Подмосковного Фрязино принялась за разработку специального бронированного автомобиля СБА—60—К2 «Булат«, который скоро уже поступит на конвейеры в промышленных масштабах. Инвесторами выступило не государство, а частные предприниматели и бизнесмены, что является довольно редким случаем в истории отечественного вооружения. Основывается вездеход на комплектующих от автомобилей КАМАЗ, что решает проблему с поставками дополнительных комплектующих, повышает конкурентоспособность среди импортных аналогов, а главное, упрощает обслуживание на боевом посту. Учитывая, что на их разработку и организацию производства не нужно тратить баснословные суммы, такой подход является несомненным плюсом. Возможно минусом является надежность агрегатов российского грузовика: для отечественного потребителя альтернатив на рынке пока нет, но вот для зарубежных рынков такое решение может быть не самым удачным. А с другой стороны на российское вооружение всегда находились потребители в мире – неспроста Россия является вторым в мире по экспорту оружия и в некоторых направлениях наступает на пятки милитаризованным янки (США).
Наш Герой
Также путаницу вносит и степень защиты от внешних воздействий, которая отличается в зависимости от пожеланий заказчика. Такой ход сильно повышает стоимость производства и сокращает объемы поставок в разы – каждую партию необходимо будет создавать отдельно после оформления контракта, либо же переоборудовать уже имеющие бронеавтомобили. Серьезные проблемы наблюдались на тестах “Булата” в 2013 году, когда его демонстрировали на тематической выставке военной техники в Нижнем Тагиле. Там машина показала весьма вялую динамику, недостаточно быстрый разгон и низкую максимальную скорость. Разработчики обещают, что с конвейеров сойдет более доработанная версия, но из контекста становится понятно: из—за пары недостатков (хоть и существенных) разрабатывать новый автомобиль никто не будет – потребители и так найдутся среди стран, которые не могут позволить себе ничего другого.
Арктика — горячие вездеходы
С моей точки зрения, продолжить доработку новой машины следует в рамках кооперации предпринимателей (ресурсы которых ограниченны) и государства. В этом случае можно будет обеспечить участие в проекте конструкторов и инженеров из профильных предприятий оборонной промышленности, НАМИ, а при необходимости и иностранных специалистов — ведь пока заказчиком выступает Корпорация «Защита», к которой санкций никто не предъявлял.
О «Луноходе-1»
ЗАО Корпорация «Защита» — известна по бронемобилям «СКОРПИОН» и работами по тюнингу (в основном бронированию) гражданских автомобилей отечественного и зарубежного производства.
сентябрь 2016. Евгений Агеев для Новости 94