Добытчики и разработчики
Индустриализация — важная веха в истории развития СССР, которая была характерна первым двум десятилетиям становления сверхдержавы. Одной из стратегических целей большинства государственных органов стало обеспечение промышленности всеми необходимыми средствами и ресурсами для продуктивного ее функционирования. Машиностроительная отрасль была одной из приоритетных и основополагающих: без нее не смогли бы функционировать ни сельское хозяйство, ни армия, ни промышленность. Попытки создать мощные конструкторские бюро под нужды добывающей отрасли предпринимались и до Великой Отечественной, но удалось это сделать лишь в 1953 году. Именно тогда Министерство нефтегазовой промышленности СССР издало указ, в соответствии с которым в краткие сроки было создано специальное конструкторское бюро (СКБ) «ГазСтройМашина».
В цели бюро входили разработка, создание и тестирование оборудования, которое задействовано в прокладке нефте — и газопроводов – важнейших стратегических объектов для сырьевой экономики Советского Союза — крупнейшей мировой державы 20 века. Первые машины были представлены уже в 1959 году – ими оказались модернизированные трубосварочные комплексы. В том же году создан филиал предприятия в тогдашнем Ленинграде – уж больно востребованными были услуги инженеров. Первоначально же предприятие базировалось в Тюмени, где имелся подходящий комплекс для реализации возложенных на СКБ (Специальное Конструкторское Бюро) задач.
В портфолио компании имеется огромное количество вездеходов, которые выпускались под маркировкой «СКБ» – других заведений с такими аббревиатурой и предназначением в стране тогда еще не было. Машины предназначались для разных условий: одни специализировались на прохождении высокой травы, грязи или песка, а другие были созданы для холодного климата. Существовали и универсальные машины, которые могли работать как в испепеляющей жаре, так и при жестком морозе.
Наиболее известной современной машиной от СКБ «Газстромашина» стали вездеходные автомобили СКБ-600 и СКБ-900. Он использует шины со сверхнизким давлением, которые, несмотря на множество недостатков (касательно самих шин низкого давления), позволяют получить хорошее сцепление на любой поверхности и даже преодолеть небольшой водоем, если потребуется. Несмотря на то, что модель находится на рынке уже около десятилетия, спрос на нее все еще стабилен и не собирается спадать – аналогов на отечественном рынке все еще не появилось. Также можно отметить и его младшего собрата – СКБ-400, который создан сугубо для снежных целин.
В прошлом же «Газстроймашина» занималась модификацией уже существующих авто для перевозки оборудования, контрольно-измерительных приборов и другого оборудования, необходимого для разведки, добычи и контроля полезных ископаемых. В 70-х Тюменские конструкторы поставили на гусеничный ход самый популярный Советский грузовик ЗИЛ-130 и КАМАЗ!
Компания стала одной из немногих, развитие которых не только не угасло после распада СССР, но и расширилось. Сейчас на заводе, кроме средств передвижения, производится не менее полусотни различных категорий оборудования и комплектующих – аналогов компании в России, да и Зарубежом практически нет. Также СКБ оказывает услуги по модификации и ремонту экскаваторов, в том числе и от зарубежных компаний Komatsu, Hitachi и Caterpillar. За свое существование СКБ получило около двух сотен всесоюзных и международных патентов на различные приборы, комплектующие и прочие изобретения. Огромный опыт компании дал возможность нефтегазовой отрасли страны не остановиться даже после двух периодов, когда экономика терпела крах.
Компания устанавливает комплексы технической поддержки на практически все модели вездеходов, доступных на рынке. Гусеничные машины, уступившие свое место более экономичным и простым снегоболотоходам, перестали выпускаться СКБ «Газстроймашина» в полном объеме, но бесценный опыт остался. Без участия компании в прокладке магистральных трубопроводов страна оказалась бы в очень затруднительном положении, так как не смогла бы использовать свои богатые недра во благо общества.
Сегодня разработки Тюменских конструкторов следуют требованиям времени и олицетворяют собой великую промышленность Советского Союза в скромных изделиях современности: вездеход Ермак, экскаваторный болотоходный кран, СКБ-УАЗ-3909 и другие многочисленные промышленные вездеходы.
февраль 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94