Снегоболотоход ТТМ-4902 Руслан

Снегоболотоход ТТМ-4902 Руслан

Мар 18 • Вездеходы Амфибии, Вездеходы России, Гражданские Вездеходы, Гусеничные, Двухзвенные Вездеходы • 12761 Просмотров • Комментарии к записи Снегоболотоход ТТМ-4902 Руслан отключены

Пролог

Вездеход ТТМ-4902ПС (ПС — пассажирский) также известен в народе под названием «Руслан» производится на заводе транспортно-технологических машин НПО «Транспорт» в Нижнем Новгороде. Предназначается для пассажирских перевозок в труднодоступных зонах с тяжелыми климатическими условиями. Машина является не самым крупным пассажирским гусеничным двухзвенным вездеходом, но способна вмещать 22 человека (включая водителя). Основными преимуществами среди конкурентов являются: скорость, отменная проходимость, вместимость, возможность буксировки прицепа до 5 тонн, удобство транспортировки — болотоход можно перевозить по дорогам общего пользования на специальном прицепе используя в качестве тягача КАМАЗ, МАЗ или равные по силе машины.

Руслан и Камаз. Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4901ПС с прицепом

Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4902ПС с прицепом

Помимо пассажирской версии Руслан ТТМ-4902 имеет разновидности – грузовую ТТМ-4902Г и специальную ТТМ-4902ПС-10. Специальная версия – сконструирована (а точнее модернизирована) для военных подразделений Арктической бригады Военно-Морского Флота России, доработанные прототипы второй год проходят испытания в Заполярье и недавно приняли участие в манёврах морской пехоты. Эксплуатация подобной техники предполагает значительную удаленность от цивилизации, одновременно с этим, прожорливый турбо дизель заставил конструкторов разместить топливные баки на 800 литровый. У грузового болотохода 2-й модуль выполнен в виде прицепа, способного перевозить до 4 тонн груза.

Конкуренты

Российский Лось потомок Шведского Bandvagn. На фотографии Финские солдаты катаются на лыжах.

Шведский Hagglunds BV-206 Bandvagn. Финские солдаты катаются на лыжах.

Для сравнения можно привести его ближайшего конкурента, по практичности, а главное надежности — Шведский вездеход Hagglunds BV-206 и его Российские копии: проекта «Ледоруб» ДТ-3ПБ (бронированная версия) и ДТ-4П, ГАЗ-3344, ЗВТ-7300 Тролль и другие. Кроме копий Шведского вездехода, существует множество других гусеничных машин, например СТМ-70871 Ужгур (19мест) или ЗВМ-3402 УНЖА (15 мест), на крайний случай тот же, но одномодульный ТТМ-3902 ПС Тайга (14 мест). Одним словом, конкурентов по практичности у болотохода очень много. Зато в базовую комплектацию Руслана входят такие опции как стеклопакеты, теплошумоизоляция, предпусковой подогрев двигателя. Снегоход ориентирован на север и холодные зоны, как БМП «Рыцарь».

Немного истории

Руслан и Камаз. Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4901ПС

Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4902ПС

Немного остановлюсь поподробнее на этих вездеходах. Когда Шведы выпустили Bandvagn 206 то уже через год бронированные версии стояли на вооружении 40 стран мира и принимали участия в различных международных конфликтах. Швед вмещает 16 человек, на 2 метра короче по длине, радиус разворота на 3 метра меньше. Российские производители мгновенно оценили компоновку и техническое решение. И это несмотря на то, что именно Советский Союз считается родоначальником двухзвенных машин. В начале 80 годов прошлого столетия Ишимбайский завод транспортного машиностроения Витязь предложил для исследователей Арктики и нефтяников двухзвенные плавающие вездеходы, с принципом управления основанном на складывании звеньев относительно друг друга в трех плоскостях (кинематический способ поворота и изменения угла подъема-опускания).

Вездеходы амфибии Витязь ДТ-30П с третьим звеном для Арктики и других экстремальных условий эксплуатации

Вездеходы амфибии Витязь ДТ-30П с третьим звеном для Арктики и других экстремальных условий эксплуатации

На тот момент, решение предложенное Константином Осколковым – главным конструктором ДТ-30П Витязь поразило всех, от водителей полярной экспедиции по Кольскому полуострову, до членов политбюро ЦК КПСС. Одновременно поменялся расклад сил в Арктическом регионе, ведь американцы считали, что Советы не способны защитить свои северные территории. От снимка самолета разведчика американских ВВС сделанного над Кольским полуостровом пентагон вздрогнул, при увеличении серая линия на фотографии превратилась в колею тяжелой гусеничной машины, и это в совершенно непроходимых снегах Заполярья! Однако это были большие вездеходы с грузоподъёмностью 30 тонн для решения глобальных задач. Кстати на вооружении Арктической бригады ВМФ России уже стоят Ишимбайские двухзвенные вездеходы ДТ-10МП «Витязь».

Выбор

Рождается вопрос, почему выбор Министерства обороны пал именно на ТТМ-4902ПС-10? Во-первых это не единственные вездеходы, как мы писали выше, ДТ-10МП «Витязь» уже приняты на вооружение, а во-вторых: с нашей точки зрения ответ находится на поверхности: в составе взвода морской пехоты 20 бойцов и один санитар, плюс водитель, итого 22 человека (как раз вместимость Руслана). Почему вообще отдано предпочтение двухзвенным вездеходам? Тоже легко объясняется — живучесть, в случае потери в бою одного модуля (второго), первый вывезет остатки бойцов. И потом, выбор еще не определен, испытания Руслана продолжаются. Как известно, когда появляются десантные подразделения, следом идут всевозможные средства поддержки огнем, реактивные минометы, противовоздушная оборона, инженерные и разведывательные машины и т.д. Скорее всего, в конструкцию военного арктического вездехода еще будут внесены изменения, и в скором будущем появится модификация ТТМ-4902ПС-11 -12 и т.д. Но мы отклонились, изначально речь шла о гражданской версии, хотя они и не особо отличаются.

Критика

Гражданская версия вездехода ТТМ-4902ПС не так популярна (что касается прессы и средств массовой информации). А например промышленные пользователи уже успели высказать критику в адрес вездехода.


Посмотрите подробные Тактико-технические характеристики ТТМ-4902ПС.


Руслан и Камаз. Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4901ПС. Салон второго модуля

Вездеход амфибия на гусеничном ходу «Руслан» ТТМ-4902ПС. Салон второго модуля.

Есть жалобы: на гидравлическую систему управления в части гидроцилиндров и магистралей давления, хоть и модернизированную, но явно устаревшую силовую установку Д-245.9 Минского моторного завода (этот двигатель ставился на ЗИЛ-5301 Бычок), элементы подвески. Есть жалобы на гусеничное полотно (быстрый износ шарниров в купе с недостаточной проходимостью), но с нашей точки зрения эти претензии не объективны из-за потребительского подхода, приобретая снегоболотоход и изначально сэкономив на гусеницах не следует ругать изготовителя, лучше разобраться в особенностях или посоветоваться с компетентными людьми. Конечно на штатных гусеницах шириной 390 мм проехать по глубокому снегу или болоту не представляется возможным, а с уширителями (монтируются дополнительно) гусеницы становятся шириной 760 мм снег будет не заметен, однако на твердых грунтах эластичные уширители придут в негодность менее чем за тысячу километров.

март 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »