Советский ТММ-1 и Английский Виккерс — родня
Как известно, танкостроение возникло в ходе первой мировой войны, когда все воюющие страны оказались вынуждены решать проблему прорыва сильно укреплённых позиций. Распространение пулемётов сделало невозможным полноценное наступление на широком фронте, независимо от количества потраченных снарядов – достаточно было уцелеть одному расчёту, чтобы на десятках и сотнях метров продвижение оказалось невозможным.
Но если индустриально развитые страны, такие как Англия, Франция, в меньшей степени и с запозданием – Германия, сумели уже тогда наладить выпуск танков, то в России с этим возникли большие проблемы. Огромное количество трудностей, существовавших в конце 1910-х и начале 1920-х гг., казалось бы, полностью перечёркивают саму возможность освоения хоть сколько-нибудь сложной продукции. Однако же реальность оказалась более благоприятной…
В распоряжении инженеров, создававших ранние советские танки, оказались готовые прообразы зарубежных машин. Именно с их производства и начинается отечественный выпуск бронетехники. С одной стороны, пришлось поневоле следовать копируемым решениям (а значит, и воспроизводить подходы, наработанные в Англии и Америке), но с другой, обкатывание конструкторами во второй половине 1920-х – 1930-х гг. чужих схем заложило основу для дальнейших успехов. Именно научившись применять отработанные ранее варианты, смогли со временем перейти и к независимой работе. А вначале всё было весьма скромно, если не сказать больше – даже частные улучшения вносились с большой осторожностью, какой-то робостью.
«Виккерс» (английский танк массой шесть тонн), адаптированная конструкция которого получила название ТММ-1, изменили лишь в некоторых частностях, главного не затрагивая. Увеличили число пулемётов, и на этом, по сути, ограничились, на некоторых моделях установили орудие вместо одного пулемета. Однако представителей армии даже такой консерватизм изрядно напугал, и выпускать в итоге решили оригинальную машину с ещё более незначительными поправками. Знатоки исторической бронетехники, конечно же, догадались уже, что речь идёт о знаменитом Т-26 (На фото сверху). От своего «прародителя» он взял пару башен с установленными на них пулемётами. Башни могли крутиться независимо друг от друга. Эта «визитная карточка» «двадцать шестого» являлась следствием английской концепции пехотного танка, главным качеством которого признавалась наивысшая скорость огня в обе стороны.
В СССР полностью доверяли такой концепции, поскольку своих теоретических наработок, оригинальных взглядов на роль танка в ходе сражений будущих войн не было. Т-26 изначально представлял собой средство поддержки пехоты при штурме вражеских окопов и тому подобных укреплений. Однако реальность очень быстро показала, что в основном танки ведут стрельбу по какой-то одной из целей. Но впрочем, всё это было потом…
А пока что компания «Виккерс» предоставила возможность ознакомления присланных инженеров со своей продукцией, в том числе самой новейшей на тот момент, что было объяснимо – фирма работала не только на поставки в английскую армию, но и как значимый экспортёр вооружений. Представители СССР в начале весны 1930 г. приобрели один экземпляр того самого танка на шесть тонн, шедший в комплекте с лицензией на выпуск. Среди других заказов отметим поставку полутора десятков уже средних танков того же «Виккерса» (тип Мк2), некоторого количества танкеток Мк6 фирмы «Карден-Ллойд». Халепский поспешил вернуться обратно с приобретениями, для скорейшего их изучения и использования, в то время как Тоскин поехал в США, главным образом, с целью личной встречи с видным конструктором того периода Дж. Кристи, успешно решившим задачу двойного движителя танка. В течение ряда лет она оставалась тормозом мирового танкостроения.
В то время, как модель «Виккерса» после небольшой переработки стала именоваться «Т-26», результат разработок Кристи получил название «БТ-2» (разумеется, также с некоторыми модификациями, как направленными на менявшиеся условия, так и вызванными разницей в производственном уровне и технологической культуре). В 1932 г. Т-26 стал производиться ленинградским машиностроительным предприятием «Большевик», точнее – специально выделенными в нём подразделениями. БТ-2 достался Харьковскому заводу. На основе этой машины была создана целая линейка лёгких танков (БТ-5, затем БТ-7 и БТ-7М), представлявшие уже относительно оригинальные машины. При этом верность изначально воспринятым концепциям под сомнение конструкторами не ставилась. Харьковский завод изъяли из состава железнодорожной индустрии, переподчинив его ведомству тяжёлой промышленности (фактически, органу управления ВПК). И Т-26, и танки серии БТ соперничали за то, чтобы быть наиболее массовыми бронемашинами 1930-х гг.
июль 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
Один ответ на Советский ТММ-1 и Английский Виккерс — родня
« Твердый грунт естественного спутника ЯГ-12, Советский ответ Великой Депрессии »
В мировой истории мало реальных изобретателей. Как известно первый танк был показан в России легендарным инженером Пороховщиковым и назвался вездеход, имел вооружение пулемет системы максим, к сожалению машина не пошла в серию из-за … традиционной Русской коррупции, все как сейчас. В итоге отечественное танкостроение приобретало права на строительство танков у англичан, французов, американцев, а сейчас тоже самое мы наблюдаем с импортными лекарствами, ширпотребом и т.д.