Спасительный Лунь
Любому цивилизованному человеку понятно, что летать может либо самолет, либо птица. Особенно, когда полет происходит на низких высотах. В таком случае можно рассмотреть и узнать силуэт. Но существует особая порода летательных аппаратов
при взгляде, на которые даже с самого близкого расстояния, сразу возникнет вопрос – а что это? Вроде с крыльями, но не обычной формы, стоит на воде, но если корабль или катер, то при чем здесь крылья и явно авиационный двигатель…
В последнее время своего существования, Советский Союз достиг небывалой военной мощи. В составе воинских подразделений СССР было все, начиная от обычного автомата Калашникова до современных межконтинентальных баллистических ракет четвертого поколения Р-36М2 «Воевода». Но было и уникальное вооружение. Такая характеристика, в полной мере, подошла бы экраноплану «Лунь», который в 1990-1991 годах уже находился в опытной эксплуатации.
ОРЛЁНОК, ОРЛЁНОК — МОГУЧАЯ ПТИЦА …
… И НАС НЕ СЛОМИТЬ НИКОМУ
По своему предназначению, экраноплан «Лунь» квалифицировался, как ударный ракетоносец, способный, преодолев оборону противника, нанести решающий удар по крупному объекту в акватории моря или океана и в течение минимального времени выйти из зоны ответного удара. Этот безальтернативный аппарат мог запросто уничтожить своими противокорабельными ракетами «Москит» любой авианосец или крупный военно-транспортный корабль.
Не имея полной информации о «Луне» западные специалисты рассматривали угрозу от этого аппарата вполне серьезно. Его не могли услышать гидроакустики, не могли задержать минные заграждения. Он мог с фантастической для водного судна скоростью – 550 км/ч, в одиночку решать задачи, которые не были под силу даже большой флотилии военных кораблей.
КАСПИЙСКИЙ МОНСТР ВЗЛЕТЕЛ — ПЕНТАГОН ВЗДРОГНУЛ
Размеры аппарата позволяли ему взлетать и выполнять задачи даже при 5 балльном шторме. Это были феноменальные рабочие характеристики для кораблей, передвигающихся по водной поверхности. Более того, 6 сверхзвуковых противокорабельных ракет, расположенных в пусковых контейнерах на «спине» экраноплана, позволяли ему иметь боевой потенциал больший, чем у многих легких боевых кораблей и многих ударных самолетов. Ракетный залп «Луня» был сравним разве что с залпом ракетного эсминца, но по скорости он превосходил его в десять раз.
Экраноплан «Лунь» был разработан и изготовлен тогда уже знаменитым ЦКБ им. Алексеева. К сожалению, выдающийся конструктор не смог присутствовать на испытаниях своего детища. Он умер в 1980 году. Но идея осталась. Коллектив бюро сделал все, чтобы проект «Лунь» пережил незабываемые минуты славы, когда он, включенный в состав флота, поразил советское военное руководство своими возможностями на учениях.
СОВЕТСКИЕ ИСПОЛИНЫ МОРЯ
Ракетный экраноплан «Лунь», который начал свою историю в 1970 году, был создан благодаря взаимодействию двух замечательных конструкторов – А.Я. Березняка, создателя противокорабельной ракеты «Москит», и В.В. Соколова, который и считается главным конструктором этой машины. Уже в 1980 году приступили к созданию рабочих чертежей экраноплана. Был, в кратчайшее время, изготовлен макет экраноплана, после чего начались испытания двигательной установки. В 1983 году уже приступили к изготовлению опытного образца.
ULTRA PELICAN ОТ BOEING
Во время разработки, и в процессе испытаний, важно было правильно выбрать место для расположения ракет, а также понять каким образом они должны загружаться в пусковые контейнеры. Существовало тогда две идеи. Загружать ракеты в контейнеры, уже установленные на ракетоносец, или же сначала на земле загрузить ракеты, после чего вместе с контейнерами устанавливать их на экраноплан.
Новый Орион-20
Почему это было так важно. Во время загрузки ракет могла повредиться обшивка экраноплана, которая во время пуска испытывала критические нагрузки от огненной струи ракеты. А это могло привести к возгоранию самого аппарата. В 1984 году были произведены экспериментальные пуски, которые доказали жизнеспособность двух идей, хотя немного лучшей при испытаниях показала себя вторая идея. Но на самом экраноплане, применили первый вариант.
Аппарат спустили на воду в середине 1986 года. Он успешно прошел государственные испытания в 1989 году, и был принят в состав Черноморского флота. Важно также отметить, что набор пилотов экраноплана осуществлялся из летчиков авиационных соединений. Немаловажно и то, что по стоимости и времени работ он обходился значительно дешевле, чем крейсер. Планировалось создать восемь экранопланов «Лунь». Некоторую часть задумывалось использовать в условиях Арктики, где была необходима скорость перевозки грузов и техники. Экраноплан, как нельзя, кстати, подходил для этих целей.
Была заложена вторая машина, в модификации, которая бы позволила выполнять аварийно-спасательные работы с терпящих бедствие морских судов. Машина получила название «Спасатель». Сама идея спасения людей с помощью экранопланов не имеет аналогов. Ее реализация помогла бы эффективно, а самое главное быстро спасать людей. Ведь тому же вертолету или спасательному судну потребовалось бы значительное время для того, чтобы добраться к месту аварии, как пример можно вспомнить подводную лодку «Комсомолец».
Экраноплан «Спасатель» смог бы спокойно пройти 1000 км за 3 часа, без какого-либо дополнительного оборудования взять на борт порядка 300 людей, оказать им быструю помощь, в размещенном на его борту госпитале с операционным и реанимационным отделениями, и вернуться на базу. Учения по спасению людей, которые были проведены на Каспийском море в 1991 году с привлечением экраноплана «Лунь», подтвердили, что корабельная спасательная система на его базе была бы непревзойденным средством эвакуации людей с терпящих бедствие водных и гражданских судов.
март 2015. Байбиков Вадим Вадимович для Новости 94
Хорошие статьи, и сайт, спасибо.