Средний артиллерийский тягач C-2 «Сталинец»
Летом 1933 г. Сталинградский тракторный завод приступил к выпуску тяжёлого тягача С-60. Помимо этой гусеничной машины, в Челябинске сразу же попытались развернуть производство скоростного тягача (на её же базе). Но очень быстро обозначилась изначальная слабость такой затеи. Полужёсткая подвеска, да и общая тихоходность «шестидесятки» вынудили отказаться от неё. Стало ясно, что потребуется кардинальная переработка. И всё-таки, попробовали сделать её, хотя и понимали, насколько сложна такая задача.
Прототип действительно отличался от исходного образца: увеличилась скорость вращения мотора, поднявшая его мощность. Дополнительно увеличению силы способствовали повышенная степень сжатия в цилиндрах и замена лигроина на бензиновое топливо. Кроме того, использовали лёгкие гусеницы с мелким звеном, пневматические усилители фрикционов бортов, коробка передач обзавелась четвёртой ступенью, шире стал её диапазон сил. Ещё изменения затронули движитель (ставший многокатковым и оснащённым эластичной сдвоенной подвеской), а также компоновку (смещение двигателя вперёд, под кабину). Такое решение позволило разместить кузов на месте, некогда занимавшемся мотором, а ещё ниже поставили лебёдку, ранее производившуюся для тягачей «Коминтерн».
С-1 окончили проектировать к осени 1935 г., и к началу декабря были завершены испытания опытного образца. Как бывает почти всегда, они выявили определённые недостатки машины. Потребовалось усилить двигатель и подвеску, в результате чего тягач стал практически вдвое превосходить С-60. Примерно год потребовался на такую кардинальную доводку, и зимой 1936/1937 гг. С-1 подвергся полигонным испытаниям уже как артиллерийское транспортное средство. Достигнутые результаты оказались неплохи: своим ходом машина разгонялась до двадцати двух километров, а двенадцатитонную пушку могла тащить со скоростью одиннадцати километров, при этом обеспечивался подъём в горку с уклоном более двенадцати градусов. Но создание тем же челябинским заводом в это время базового дизельного трактора С-65 привело к тому, что перспективы бензиновой машины перестали быть блистательными.
Стоит заметить, что и конструирование новых дизельных тягачей оказалось делом непростым. Моторы надо было форсировать, а фактически – создавать заново, как и трансмиссию. В конце 1936 г. в НАТИ активно взялись за создание транспортного варианта М-17. Рабочее пространство в двигателе подняли до конструкционно обусловленного предела, частота вращения была усилена на треть, фазы газораспределения расширились. К весне следующего года МТ-17 достроили, параллельно этому составлялась и общая компоновка «Сталинца-2». Непрерывно вносили коррективы в ходовую часть, трансмиссию и подвеску. Лишь ближе к 1938 г. удалось вывести С-2 на испытания… которые сразу же показали, что он «сырой». Однако серьёзнейшая потребность вооружённых сил в любых транспортных машинах, удовлетворявших хотя бы минимальным требованиям, вынудила начать выпуск именно в таком виде. К осени стартовало изготовление опытной партии С-2. Вместе с тем, даже более высокая приоритетность оборонного заказа не особо ускоряла процесс. Челябинский завод тогда испытывал трудности в производстве обыкновенных тракторов, осваивалось изготовление газогенераторных машин, и к тому же, пошёл «девятый вал» иных внешних заказов. Потому предсерийные С-2 удалось произвести лишь к лету 1939 г. Два тягача этого выпуска успешно прокатились до Москвы, преодолевая за сутки не менее 160 километров. Разумеется, во всей «красе» проявили себя малая мощность, низкая скорость, плохое соотношение собственной и возимой массы, ускоренный износ агрегатов. Доводка осуществлялась в экстренном режиме, поскольку на тот же 1939 г. предусматривался выпуск уже двухсот серийных машин.
Как часто бывает, авралы не дали хороших результатов. В ходе проверки на Кубинском полигоне в конце года только динамика С-2 была оценена как нормальная, а вот прочность, удобство использования и надёжность явно были принесены ей в жертву. Начало следующего года сопровождалось усилиями по унификации С-2 и С-65, в идеале их рассчитывали собирать на одном конвейере. Но обнаруживающиеся одна за другой проблемы вынуждали одновременно с этим переделывать и усовершенствовать конструкцию. Даже такие меры, впрочем, не могли уже избавить тягач от излишней массы и ряда других недочётов.С сентября 1940 до начала 1942 гг. было изготовлено почти 1300 тракторов С-2. Выпускали их малыми сериями, ни производители, ни пользователи не были довольны этой машиной. Даже сам главный конструктор оценивал её скорее негативно. Между тем, использование С-2 продолжалось до конца боевых действий, а после того, постепенно выбывая, ограниченно применялся до 1950-х.
июль 2015. Хренова Екатерина Николаевна для Новости 94