Надежная смена Герою
После Победоносного окончания Великой Отечественной Войны со странами оси Берлин-Рим-Токио перед СССР встала проблема обеспечения современным вооружением. Огромное количество наработок немецких инженеров попало к западным странам и они начали быстро их реализовывать, опасаясь будущего конфликта с Советским Союзом – так называемой Третьей Мировой войны. Высшее коммунистическое руководство государства также предполагало, что объединенные силы могут провоцировать их на конфликт и всерьез обеспокоились состоянием вооружения. Самым слабым местом на тот момент, как ни странно, оказались танки: легендарный Т-34 хоть и стал самым известным и значительным участником боев во Второй Мировой, но начинал уже морально устаревать, что вынудило приняться за разработку быстроходных ударных танков. Новый Т-44 имел ряд конструктивных недостатков и был, скорее, модификацией «Символа Победы», а не новейшим видом вооружения – западные модели уже тогда его превосходили по многим параметрам.
Результатом этих процессов стало создание и выпуск Т-54 – одного из самых популярных танков времен Холодной войны, который стоял на вооружении нескольких десятков социалистически ориентированных стран. Первый опытный образец этого среднего танка появился еще в 1946-м, но его реализация сильно затянулась вследствие тяжелого состояния послевоенных — промышленности и экономики в целом. По сравнению с предшественниками, ходовую часть значительно увеличили в длине – это стало следствием прироста брони и установкой более мощной пушки калибра 100 мм. В качестве силового агрегата задействовали современную разработку Челябинского тракторного завода – дизельный двигатель В-54 мощностью более полу тысячи лошадиных сил. Несмотря на возросшую массу, танк не имел аналогов по подвижности в свое время, что сделало его очень популярным среди огромного количества стран. Первая модификация успешно прошла испытания и производилась с 1946 по 1949 год, пока конструкторы не приняли ряд жалоб на перегруженность машины. Было решено создать обновленную модификацию (Т-54-2), в которой изменили форму башни и лобовой брони. Благодаря такому ходу удалось снизить массу боевого вездехода на две тонны, что позволило сместить центр тяжести и повысить все ходовые характеристики – и без того сильную сторону танка.
История помнит более десятка модификаций, пошедших в серийное производство как в СССР, так и в странах-партнерах: Китае, Северной Корее, Египте, Иране, Польше, Чехословакии. Создание машин было приостановлено лишь в 1967 году, а модифицированная версия способная вести боевые действия в условиях ядерной войны Т-55 в 1979 году, хотя они отлично себя показывали даже в ходе вооруженного конфликта в Афганистане. Общий тираж Т-54 составил более 20 тысяч (это без учета Китайской копии Тип 59 Ягуар – предположительно еще 5-7 тысяч боевых вездеходов и модернизированной Т-55), сделав его одним из наиболее распространенных танков во всем Мире. Срок их производства до сих пор является не побитым ни одной страной рекордом – более трех десятков лет танк не служил ни одному государству.
Что интересно, в армии Китая стояли на вооружении Т-54 (Тип-59) Ягуар модернизированные Американскими компаниями «Land Systems» и «Textron Marine» и это в разгар холодной войны.
У Египта до сих пор стоят стоят на вооружении Т-54-3 с незатейливым названием Рамзес-II также модернизированные с привлечением Американских (двигатель и подвеска) и Бельгийских (орудие) специалистов.
Самой «тюнингованной» версией Т-54 является Украинский Т-55АГМ (также стоит на вооружении в настоящее время) в комплектации орудие 120 или 125 миллиметров, заряжающий автомат (позволил уменьшить численность экипажа), тепловизор, автоматическая система управления движением, дублированная система управления огнем, двигатель 850-1050 л/с и другие современные «гаджеты» боевых вездеходов.
Помимо самого танка выпущено множество различных машин на гусеничной платформе Т-54: ПТС (плавающий транспортер), ОТ-54 и ТО-55 (огнеметные танки), инженерные машины различного назначения, зенитные комплексы, ракетные танки, различные бронемашины и тягачи, очень популярные в Советской армии АТ-Т артиллерийский тягач тяжелый для буксирования тяжелых гаубиц, СУ-122-54 (штурмовое орудие с калибром основного ствола 122 мм).
А вот боевое прошлое у последователя тридцатьчетверки несмотря на ряд серьезных побед.
Первое боевое применение произошло в шестидневной войне Израиля с Арабской коалицией (Египет, Сирия, Иордания, Ирак, Алжир), Т-54 стояли на вооружении у Сирии и Египта и несмотря на поражение анти израильской коалиции Советские танки были оценены победителем по достоинству. В армии Израиля 400-500 трофейных единиц Т-54 переоборудованы в тяжелые гусеничные БМП «Азархит» которые по прежнему находятся на боевом дежурстве.
Второе применение произошло в 1972 году во время Вьетнамской компании. Так например при атаке города Тан Чанх одиночный танк Т-54 ворвался в подразделение южновьетнамских танков американского производства М41 и методично расстрелял всех семерых. Американские военные консультанты признавали, что орудие танка М41 или 70 мм противотанковая ракета выпушенная с вертолёта «Кобра» не могли нанести хоть какого-то значимого урона Советскому танку.
И по сей день в строю многих государств несут тяжелую службу почтенные (возрастом и боевой мощью) военные вездеходы Советского происхождения.
март 2016. Евгений Агеев для Новости 94