Тундра и Арктика территория вездеходов
Пролог
Передвижение по территории Тундры и Арктики изначально подразумевает сложности. Эти регионы мира раскинувшиеся до и за полярным кругом не могут похвастаться наличием дорожной сети, так в Арктике дорог нет вообще. Рассматривать в качестве дорог «зимники» мы не будем. Также в этих регионах отсутствуют и железные дороги. Причина отсутствия дорог — слабо несущие грунты.
Арктика происходит от греческого слова «Медведица» (это перевод на русский) а точнее находящаяся под созвездием «Большой Медведицы» и включает в себя
северные регионы Европы, Азии и Северной Америки, а также Северный Ледовитый океан, всего 27 млн.кв.км.
К Арктике прилегает Тундра ограниченная с юга Тайгой (северные пределы лесной растительности). Болота, торфяники и вечная мерзлота делают этот регион недоступным для традиционных видов техники. Так например гусеничные машины запрещены во многих регионах из-за пагубного влияния на поверхностный грунт, проезжая один раз, гусеничный вездеход оставляет следы подобные хирургическому рубцу на коже человека не способному зажить даже через многие годы. Более того во многих случая — болота и торфяники, гусеничная техника бесполезна, только беспощадные, шнекороторные вездеходы способны преодолеть такое препятствие, взбив верхний слой как сливки с сахаром.
Но всё же наша статья о вездеходах северных земель.
Немного истории о дружбе Северного Оленя и человека
Исторически, на северных землях жили люди. Основным видом деятельности для малочисленных народов севера всегда являлось оленеводство, собаководство, охота и рыбалка, что и положило в основу передвижения в тяжелых условиях этих замечательных животных прирученных и одомашненных — Серных Оленей (Rangifer Tarandus). И если собаки используются только в условиях снега из-за малого веса, то Олени используются и в недолгое летнее время и зимой, причем запрягают оленей всегда в одни и те же сани зимой и летом. Поэтому загадка у Саамов и Эвенков: «Зимой и летом одним цветом» имеет совсем ненаш с вами ответ…
Конечно, с развитием техники — снегоходов и вездеходов (в том числе вездеходов на шинах низкого давления), освоение Тундры и особенно Арктики пошло более быстрыми темпами.
Однако заменить Оленей техника пока не способна. Любая мелкая поломка в Арктической пустыне или Тундре обрекает экипаж на риск гибели или как минимум серьезных простудных заболеваний и других проблем, требует проведения спасательной операции с применением вертолетов (если позволяют погодные условия — редкий случай, особенно в условиях Арктики) или … братьев наших меньших (а может и бо’льших) — Северных Оленей!
Несколько веков подряд (точная дата использования Северного Оленя в качестве Тундра-Арктического вездехода неизвестна) народы севера используют Оленей или Карибу (название в Северной Америке) во всех спектрах своей нелегкой жизни. Олень (Карибу) это — пища, одежда, хозяйство, жилище, лекарство, обогрев, посуда, религия, спорт, музыка, литература (писчий материал) и круглогодичный вездеходный транспорт в условиях кочевой жизни и т.д. и т.п., то есть — всё, для северного человека.
Олаф Магнус (Olaus Magnus) – шведский церковный деятель, а по совместительству историк, картограф, писатель и дипломат, написал книгу «История северных народов» опубликованную в 1555 году в Риме. В книге многократно упоминаются как сами северные народы, так и санные упряжки запряженные «рогатыми» лошадями не боящимися лютых морозов. В основу книги легли записи, документы, рисунки и находки разных экспедиций датированных 8 веком и позднее. Но это уже 16 век, развитие путешествий и исторических исследований…
Из книги становится ясно, что первые упоминания найденные Олафом Магнусом о Саамах и Вепсах относится к 5-6 веку, одновременно приведены рисунки саней и кибиток запряженных оленями.
Упоминание об Эвенках, Нанайцах, Орочи, Удэгейцах, Сибо и других в 5 веке, находит Александр Николаевич Радищев, и тоже говорит об использовании Оленей как запряжных и верховых одомашненных животных.
Сами Эвенки или Тунгусы — наиболее образованный и многочисленный народ Русского Севера, также имеет упоминания от 5 века, и также как соседи по Северным землям, занимается оленеводством и ведет кочевой образ жизни.
Чукчи имеют собственные упоминания о своих предках, датированные началом 1-го тысячелетия (более точных данных не нашлось), где так же как и в предыдущих народах основным видом деятельности являлись охота и оленеводство.
Таким образом получается, что Северные Олени являются самыми первыми вездеходами северных земель — болот Тундры и снежных пустынь Арктики.
Сверенные Олени сегодня
Как это не удивительно, но разведение Северных Оленей имеет государственную поддержку во всех странах располагающих этим бесценным достоянием природы.
Помимо поддержки оленеводства существует поддержка и программы по защите диких животных
По заключению экологов за последние 20 лет Арктика потеряла 2,6 миллиона диких оленей! И это происходит при многочисленных усилиях государств, международных ассоциаций, некоммерческих организаций, народных общин и неравнодушных людей.
Арктика меняется — быстро, и это плохие новости для оленей и карибу.
К сожалению эта история может расстроить детей, которые верят в Санта-Клауса, но если Вы читаете эту статью, то знаете, олени не летают…
Северных Оленей, характеризуют великолепные рога, самые крупные из всех видов оленей пропорционально их телу. Они также известны своими путешествиями на тысячи миль каждый год в поисках пищи, в стадах по 100 000 и более особей.
И они в высшей степени важны для арктической экосистемы как источника пищи и средств к существованию для местного населения, а также из-за их способности изменять растительность путем выпаса в долинах тундры.
Но популяции северных оленей, или карибу, вблизи Северного полюса в последние годы резко сокращаются. С середины 1990-х годов поголовье оленей и карибу насчитывало более 4,7 миллиона особей, а на 2018-й их осталось менее 2,1 миллиона.
Однако ведущий автор научных трудов по карибу, Канадский эколог Дон Рассел, говорит, что размеры стада могут сильно колебаться. Это часть естественного цикла: за несколько десятилетий стада могут превратиться из сотни тысяч в десятки тысяч, а затем восстановиться.
По мнению одних ученых потепление климата в Арктике будет способствовать увеличению поголовья из-за более длинного лета и соответственно увеличению кормовой базы.
По мнению других ученых более теплое лето также оказывает неблагоприятное воздействие в результате усиления засухи, мух и паразитов и, возможно, теплового стресса, что приводит к повышенной подверженности болезнетворным микроорганизмам, морозные дожди зимой (в отличие от снега), и другие стрессовые факторы, по-видимому, коррелируют со смертностью Оленей и Карибу.
Также более теплое лето означает, что болезни, которые уже давно заперты в вечной мерзлоте Арктики, могут оттаивать и распространяться среди стад оленей и других животных, хотя ученые не до конца уверены в этой гипотезе.
Теплые зимы могут причинить вред. Когда идет дождь в Арктике, в отличие от снега, он замерзает в лед. Это мешает оленям и карибу ходить и раскапывать пищу подо льдом, и это доказанный факт. В 2013 году более 60 000! Северных Оленей умерли от голода в России из-за избытка льда. В настоящее время отсутствие снега в Швеции препятствует миграции оленей в эту страну.
Всё это большая глобальная история, с которой мы должны считаться: люди — маленькая часть живого мира, но мы оказываем на него огромное влияние. Дикая природа сталкивается с многочисленными угрозами — изменением климата, утратой среды обитания, загрязнением окружающей среды, охотой и т.д. — все это связано с нами и нашими ненасытными моделями потребления.
Оленеводы всего Севера уже давно организовались в Ассоциацию Оленеводов Мира для поддержки и помощи в естественном образе жизни Северных народов, представления интересов в международных и государственных организациях, проведения съездов, круглых столов, соревнований.
Северные Олени заслужили признание и уважение не только у самих Оленеводов.
Олени и по сей день используются как средство транспорта в проведении спасательных и научно-исследовательских экспедиций, техническом обслуживании газопроводов, нефте и газодобывающих буровых станций, метеостанций, в пограничных войсках и вооруженных силах России и Канады, в Финляндии и Швеции Северные Олени служат в полиции.
Ведь как мы писали ранее, современная техника далеко не всегда способна оказать конкуренцию традиционному транспорту Северных народов — Rangifer Tarandus — вечному вездеходу Тундры и Арктики!
февраль 2019. Василий Кузнецов для вездеход-снегоболотоход.рф
Похожие Записи
« Английский Будулай. 2 и 4 Серии Amphicar 770 остался в 60-х »