Тягач Коминтерна

Тягач Коминтерна

Июл 15 • Военные, Гусеничные, Советские Вездеходы • 5056 Просмотров • Комментарии к записи Тягач Коминтерна отключены

В 1920-е – 1930-е гг. очень остро встала задача механизации вооружённых сил. Прежние методы транспортировки грузов, пассажиров на марше и на поле боя (передвижение своим ходом или при помощи лошадей) оказывались всё менее адекватными полю боя назревавшей мировой войны, которую теоретики военного дела того времени по праву именовали «войной моторов». Однако технологическая отсталость нашей страны привела к тому, что по уровню оснащения новейшими видами техники, в том числе транспортными, имелся большой разрыв по отношению к промышленно развитым государствам.

Этот недостаток требовалось выправлять, и выправлять срочно. Форсированная индустриализация уже на раннем этапе позволила начать такую корректировку. Одним из проявлений перемен стала разработка в 1931 г. артиллерийского тягача «Коминтерн», за которую взялись проектировщики Харьковского паровозостроительного предприятия. В целях уменьшения времени на конструирование была использована ходовая часть от Т-24 (массового тогда среднего танка). Естественно, специфика тягача потребовала изменить взятые агрегаты, потому его выпуск смогли начать только в 1934 г.

Тягач Коминтерна.Т-24 танк с двумя башнями

Тягач Коминтерна.Т-24 танк с двумя башнями

За последующие шесть лет ХПЗ изготовил и передал в войска почти 1800 машин этого типа. Сворачивание её производства в 1940-м было связано с постановкой в серию тягача «Ворошиловец», принадлежавшего к следующему поколению, и вдобавок более мощного. Основное «поголовье» «Коминтерна» в последние месяцы предвоенного времени оказалось на Дальнем Востоке, да и там использовалось уже не военными, а промышленностью. Но и основная его задача, перемещение артиллерии, не была забыта. К последним дням второй мировой войны на балансе армии числилось более 500 «Коминтернов», использовавшихся для перевозки любой артиллерии, как полевых орудий, так и тяжёлых гаубиц. Однако на сегодняшний ни единого экземпляра этой машины уже нет.

Масса прицепа, который мог возить «Коминтерн» достигала 12 тонн. Клиренс равнялся четырём десятым метра, и лишь на сорок миллиметров меньше составляла ширина гусениц. Кстати, и ширина самого тягача была немногим меньше, чем его высота (т.е., он был скорее приземистым). Стотридцатиодносильный четырёхцилиндровый карбюраторный рядный верхнеклапанный двигатель развивал сжатие более 4,6 кгс, а оборотов мог выдать 1280. Запас хода у данного тягача на подготовленных дорогах составлял более двухсот километров, по грунтовке же он мог преодолеть не более ста семидесяти. Опыты с проездом по шоссе показали, что предельная скорость – немногим более тридцати километров за час.

Тягач Коминтерна. На Параде и в Бою легко тянул тяжелую гаубицу!

Тягач Коминтерна. На Параде и в Бою легко тянул тяжелую гаубицу!

До «Коминтерна» в РККА тем же Харьковским заводом поставлялся (начиная с середины 1920-х гг.) гусеничный трактор модели «Коммунар», представлявший собой реплику «Ганомага ВД-50». Изначально он предназначался, правда, для индустриальных нужд, но постановка на вооружение артиллерийских систем, перемещение которых конным методом было уже невозможно, потребовало изменить приоритеты. С учётом новой задачи, стоявшей перед «Коммунаром», мощность двигателя и достигаемую скорость всячески увеличивали (в финальной модификации – до 90 лошадей и пятнадцати километров соответственно). Но такое достижение было пиком возможностей модернизации исходного образца. И даже при этом тяговые свойства, надёжность, мобильность и удобство «Коммунара» вызывали всё больше нареканий. Требовалась уже не адаптированная, а специализированная машина. И в 1930 г. Артиллерийское управление выдало задачу на проектирование нового транспортного средства. К осени 1931 г. построили три экспериментальных экземпляра.

Тягач Коминтерна. Для народного хозяйства.

Тягач Коминтерна. Для народного хозяйства.

Начальная модель, однако, была далека от совершенства. Удалось прибавить лишь три километра в час (до 18 км), и даже новые подвеска и ходовая на лёгкой (семь тонн) машине не позволили развить требуемый уровень тяги. К тому же, по-прежнему отсутствовали такие необходимейшие вещи, как лебёдка и платформа для погрузки, кабину опять сделали открытой. В следующем году состоялись испытания на полигоне, показавшие окончательно, что в таком виде тягач непригоден. Сразу начали его «доводить». Именно в ходе этого процесса использовали детали танка. Двигатель разработали особо, с нуля. Была увеличена скорость, допустимая для трансмиссии, применена кабина автомобильного формата и перевозочная платформа. Впервые за историю отечественного машиностроения именно на доведённом «Коминтерне» 1932 г. использовали лебёдку, тяговое усилие которой сравнялось с массой возимого прицепа. Это была первая гусеничная машина, пригодная для тяжёлых перевозок по плохим дорогам, что позволило оперативно поставить её на вооружение. После ряда трудностей, удалось, наконец, развернуть производства «Коминтернов». В 1934 г. их собирали ещё вручную, а со следующего года – началась серийная сборка (выпускали по тягачу в день)

июль 2015. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »