УАЗ-452 — Ему скоро 60, а он все молодеет…
Проблема перевозки грузов и людей всегда остро стояла перед советскими конструкторами автомобильной техники. Высокопроходимый автомобиль, способный принять на себя около тонны груза или до десятка человек, либо перевозить какую-либо аппаратуру, всегда был нужен практически каждой из многочисленных отраслей народного хозяйства и промышленности, не говоря уже о военной сфере.
Советские инженеры достаточно долго трудились над созданием подобной модели, как только получили все необходимые средства и возможности: идея витала в воздухе достаточно долго, но война и послевоенная нехватка денег стали на пути осуществления столь смелой идеи.
УАЗ-452, названный в народе “буханкой” или “таблеткой” (эти названия из военной эксплуатации, т.к. в основном эта машина использовалась как санитарная) — один из наиболее аутентичных и массовых решений.
Этот автомобиль является символом советского автомобиля, именно его изображение наряду с Волгой и Запорожцем у многих возникает при упоминании тогдашнего автопрома как такового. Распоряжение для конструкторского бюро Ульяновского автомобильного завода поступило ровно через десять лет после окончания Великой Отечественной Войны. Конструкторам понадобилось три полноценных года, чтобы проделать огромную инженерную работу.
Заключалась она в адаптации созданного автомобиля к шасси ГАЗ-69 — “наверху” было принято решение не создавать отдельную колесную базу, чтобы удешевить производство и обслуживание модели, а для военных пословица «безобразно — но единообразно» должна была соблюдаться во все времена. При относительно небольшой длине подвески (некоторые современные внедорожники легко превзойдут “буханку” в этом параметре) уместить тысячу килограмм груза или десяток людей мог лишь корпус спаренного или вагонного типа.
После завершения всех проектировочных и чертежных работ, их оценки заказчиками и множеством инстанций, летом 1956 года было создано два тестовых образца с разными материалами обшивки кузова. Один из них сделали металлическим, а другой, как ни странно, выполнили из дерева. Второй вариант позже отмели за ненадобностью, деревянный кузов сильно скрипел и предполагал скорое гниение, хотя несомненно был теплее.
Первые серийные образцы поступили в производство в 1958 году и обозначались как УАЗ-450. Они получили не только подвеску 69-й модели, но и не модифицированный силовой агрегат этого внедорожника. Проходимость модели не вызывала вопросов, как и общая надежность, жесткость корпусу придали за счет продольных ребер на крыше. Этот элемент и помог автомобилю обрести свое прозвище — по форме он уж слишком сильно напоминал буханку хлеба. 452-я модель вышла спустя почти восемь лет — в 1965 году. По сравнению с УАЗ-450 и 451, она подверглась серьезной доработке по части комплектующих.
Если переход от 450-й к 451-й произошел только благодаря дополнению автомобиля боковой дверью, то “каноничная” модификация приобрела ряд принципиальных изменений. Вместо недостаточно мощного силового агрегата от ГАЗ-69 установили гораздо более мощный ДВС, используемый ранее в ГАЗ-21. Кроме того, изменили конфигурацию трансмиссии: разработали более надежную (под стать увеличившейся мощности) коробку передач с четырьмя скоростями вместо трех. Немного изменилась и форма кабины — в прежнюю большой двигатель от 21-й модели просто не помещался.
Существовали и полугусеничные модификации УАЗ-450 созданные для геологоразведки и северных экспедиций. НАМИ использовал 451 для различных экспериментов, были созданы: модификация на пневмо-гусеницах, полноценный четырех-гусеничный вездеход УАЗ-492 и версия для движения по железнодорожным рельсам. Для горных районов СССР и лыжных баз построили УАЗы Ратраки.
Следующие 20 лет (до 1985 года, когда произошла масштабная модернизация модели и появление УАЗ-3741) внедорожник выпускался в модификациях фургона в трех разновидностях: для санитаров, с платформой под установку измерительных приборов и оборудования, а также микроавтобуса, кузовного грузовика и даже седельного тягача.
Логическое продолжение линейка имеет до сих пор: компоновка, по сути, не изменилась, но автомобили получили новые комплектующие, а также избавились от хронических недостатков “буханки”.
Также надо заметить, кузов оказался настолько прочным, надежным, удобным и практичным со всех точек зрения, что многие проверенные и новоявленные производители вездеходов используют его для создания колесных ТРЭКОЛ (на шинах низкого давления) и гусеничных моделей «Ветлуга», «Узола» повышенной проходимости.
февраль 2016. Дмитрий Владимирович для Новости 94
Похожие Записи
« Японский сторожила Snow Hawk 900 HO только для Мастеров спорта »