Управление «Луноходом-1». Особенности…
В то время задача дистанционного управления являлась новейшей технологией, которую удалось воплотить в жизнь советским конструкторам. Если прилет вездехода к Луне был решаемый вопрос, то управление представляло новую задачу, которая до сего момента никогда и ни кем не решалась. Даже американцы думали, что такое технологическое решение невозможно. Нужно сказать, что повторить подобное (кроме «Лунохода-2») не смогла ни одна страна до 1996г, когда был запущен американский марсианский самоходный аппарат.
Чтобы успешно выполнить такую задачу, нужно было отладить и испытать комплекс под названием «человек-машина». Необходимо было правильно подготовить наземный экипаж (а это делалось тоже впервые), чтобы не потерять аппарат уже в первые его минуты работы на Луне. Управлению предшествовала длительная подготовка экипажа, в состав которого входил командир, бортинженер, штурман и оператор остронаправленной антенны.
На командира возлагались задачи по обобщению всей информации, полученной от штурмана, водителя и бортинженера, прием окончательного решения и общее руководство работой экипажа. Водитель осуществлял непосредственно движение вездехода. Штурман, на основании общего плана движения, проводил расчеты, вырабатывал рекомендации по плану движения, контролировал и регистрировал пройденный путь.
Бортинженер возглавлял и обобщал работу системы телеконтроля всех частей вездехода и характера его движения, непрерывно докладывая о его состоянии. Большая ответственность лежала на операторе остронаправленной антенны. Он должен следить, чтобы антенна всегда была направлена на Землю.
При составлении команды было сначала выбрано 45 офицеров ВВС. После тестов осталось 14 кандидатов. Они все не знали, что их миссия – это управление «Луноходом-1». Многократные тренировки вырабатывали необходимую слаженность, понимание друг друга при минимуме слов и операций. Во время тренировок вырабатывались краткие формулировки, которые позволяли быстро описывать сложившуюся обстановку и принимать решения, отрабатывалась форма доклада водителя, бортинженера, форма взаимного привлечения внимания к нештатным ситуациям.
При подборе экипажа особое внимание уделялось умению оценивать пространственные характеристики, предвидеть события и определять расстояние по изображениям на телеэкране. Все испытания проводились на лунодроме, в Ценре космических исследований в Крыму. Вездеходом управляли с помощью джойстика. И хотя лунодром находился в метрах двухстах от места, где находилась команда управления, никто и никогда не выходил, чтобы посмотреть на то, как перемещается вездеход. Это было крайне важно, чтобы информация принималась от него точно также как в реальных условиях.
Помимо знания техники и навыков управления, от наземного экипажа требовалось определенное психофизическое состояние. Тут были важны следующие качества: длительное внимание, быстрота реакции и обработка информации, долговременная и оперативная память, острота зрения и слуха.
Из всех задач, с которыми нужно было справиться во время дистанционного управления вездеходом, самыми сложными считались отсутствие ощущения наклонов и скорость двухсторонней связи. Даже при самом быстром прохождении радиосигнала от Луны к Земле, скорость составляла 2,6 сек. Сюда нужно было добавлять оценку обстановки и реакцию на нее – 2-3 сек.
Как следствие, действия наземного экипажа от возникшего события до воздействия на органы управления имели инерционность 4-6сек, которая еще более возрастала из-за принятия решения по телевизионной картинке.
Учитывать характер грунта также было важно. Он существенно отличался даже на рядом расположенных участках местности, что требовало особой осторожности. После первых дней работы, удалось выработать оптимальную схему движения – старт-стопный режим с обязательными остановками через несколько метров.
Первое движение аппаратом выполнил водитель Геннадий Латыпов, пульс которого в этот момент увеличился до 140 ударов в минуту.
июль 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« К-61 В Германии изъят танк Пантера, зенитное орудие и боеприпасы »