Ухтыш! … э-т-о УАЗ?
Летом 1943 началось строительство Ульяновского автомобильного завода (УАЗ), который существует и по сей день. Этот отечественный производитель занимается выпуском полноприводной техники. С конвейера сходят внедорожные автомобили, легкие грузовики и микроавтобусы.
Можно много говорить о них, но малоизвестной стороной являются различные модификации вездеходов на гусеницах, которые выпускались раньше и какие производятся сейчас. На слуху, в кругах современных любителей вездеходов, гусеничные модели Ветлуга, Ухтыш, Узола. Но чтоб прийти к этим моделям, УАЗ прошел долгий путь полный различных проектов, разработок и экспериментальных моделей.
март 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Первой экспериментальной моделью в 1960 году стал полугусеничный вездеход УАЗ-451С разработанный конструкторами специального отдела, который занимался проектированием техники с движителями нестандартного типа. УАЗ-451С строился на базе УАЗ-450 с неполным приводом. Передние колёса были заменены на стальные лыжеподобные конструкции, а на задний мост установили гусеничный движитель с резино-металлическими гусеничными лентами. Такое техническое решение было не ново, конструкторы использовали идею инженеров оснастивших Ролс-Ройс Владимира Ильича Ленина (Ульянова).
В конце 60-х годов, конструктора создали вторую модель УАЗ-451С2, отличие её от первой, заключалось в съёмных лыжах, обуваемых на стандартные колёса, что значительно экономило время при съезде вездехода с дороги на снег и обратно. Первая и вторая модель вездехода успешно прошла испытания в различных условиях, но в серийное производство так и не поступила.
Следующая экспериментальная модель вездехода получила название НАМИ и была спроектирована в 1965 году. Был спроектирован на основе УАЗ-451Д и главная особенность вездехода заключалась в установке пневмогусениц с глубоким «сотовым» рельефом. Расчет был на то, что металлические «соты» будут цепляться за грунт, а впадины в них помогут при езде по снежному покрытию и покрытию с плохой несущей способностью. В ходе испытаний выявились минусы конструкции: пневматическая гусеница подвергалась влиянию низких температур и проколам, ремонт был трудоёмким и недолговечным, машина часто забуксовывала и т.д. Взвесив все плюсы и минусы, пневматические гусеницы убрали из проектов и поменяли на резинометаллические.
В 1968 году очередным экспериментальным вездеходом стал четырех-гусеничный УАЗ-492. Поворот гусеничного вездехода реализовывался поворотом переднего гусеничного блока, что требовало невероятных физических усилий.
Позже конструкторами был разработан УАЗ-Ратрак и вполне успешно. Модель представляет собой настоящий снежный трактор и разработана для эксплуатации на горнолыжных спусках. Снегоход используется и в спасательные и поисковых операциях после схода лавин и т.д.
Многие производители вездеходной техники при проектировке и выпуске новых моделей берут за основу разработки, узлы, детали и агрегаты УАЗа.
Далее у ЗАО «ЗВМ» появился снегоболотоход-амфибия ЗВМ 2411«Узола» построенный уже на основе уникальной шасси гусеничного типа и унифицирован с многими моделями УАЗ. Успешно эксплуатируется на разных грунтах с низкой плотностью, имеет хорошую амфибийность и форсирует водные преграды на плаву. Выпускается в нескольких вариациях: грузопассажирская (с 2-мя или 4-мя местами для экипажа и грузовой платформой), грузовая, пассажирская и вариация с буровой установкой. Производитель комплектует модель как бензиновым, так и дизельным силовым агрегатом.
Следом выпущен ЗАО «ЗВМ» 2410 «Ухтыш» — гусеничный снегоболотоход-амфибия с грузопассажирским салоном. В основном направление его эксплуатации транспортировка людей и малогабаритных грузов на всех видах грунта со слабой несущей способностью: болото, снег, водоёмы. Очень компактная модель с хорошей манёвренностью. Способен перевозить 5 пассажиров и груз не более 100 кг.
Тюменский ЗАО СКБ «Газ Строй Машина» спроектировал вездеход ГТМ-051 малогабаритный гусеничный транспортёр. Обладает отличными проходимыми свойствами эффективен для зон с сильнопересеченной местностью, крутыми подъёмами, спусками и водными преградами. Двухзвенный ДТМ-081 по своей конструкции идентичен ГТМ-051. Также имеет низкое удельное давление на поверхность, отличную проходимость в районах со сложными дорожными условиями и водоёмами. Без подготовки форсирует водные преграды со скоростью около 4 км/ч. Движение по воде, как и в ГТМ-051, осуществляется при движении гусеничных лент.
ЗВМ 3402 «Унжа» — гусеничный снегоболотоход, состоящий из двух звеньев. Принадлежит к классу высокопроходимой техники. Оба звена имеют активные гусеничные движители с низким давлением на грунт, что является огромным преимуществом в сложнопроходимых областях. Силовой агрегат, важные узлы и салон для пассажиров скомпонованы в первом звене. Второе звено, в зависимости от потребности, может быть в различных вариациях: пассажирской или грузовой.
Производитель ООО «Спецтех» выпускает гусеничный болотоход «Ветлуга» с маркировкой ТТС-34012. Этот вездеход относится к классу лёгкой вездеходной техники. Верхняя часть взята у УАЗа, за счёт этого сохранены удобство и хорошая обзорность. Кузов «Ветлуги» водоизмещающий и герметичный. Компоновка у машины среднемоторная. Производитель комплектует модель различными двигателями, но 4-х ступенчатая трансмиссия и раздаточная коробка с пониженным рядом, неизменно УАЗ.
Техника производства Ульяновского автомобильного завода популярна у частных потребителей и компаний, хорошо зарекомендовала себя в кругах любителей внедорожной и вездеходной техники.
Читайте другие интересные статьи об одноклассниках (нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)
ИВАН-ВИЛЛИС ТЫ КОЗЕЛ
АМЕРИКАНСКИЙ ПЕРВЕНЕЦ — ВИЛЛИ
ПЕРВЫЙ, ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ, ГРАЖДАНСКИЙ ДЖИП
ЛУАЗ-967 — ТРАНСПОРТЕР ПЕРЕДНЕГО КРАЯ
CITROËN MÉHARI: МЕЧТА ЛЮБОГО КОЛЛЕКЦИОНЕРА
ЛУЦКИЙ ГЕОЛОГ
УАЗ-469. СОВЕТСКИЙ ВЕЗДЕХОД, ДОШЕДШИЙ ДО СОВРЕМЕННОСТИ
Похожие Записи
2 ответов на Ухтыш! … э-т-о УАЗ?
« Каспийский монстр взлетел — пентагон вздрогнул Орлёнок, Орлёнок — могучая птица … И нас не сломить никому »
На гусеницах очень прикольно смотрится интересно сколько такой стоил и существует сейчас такой образец гденить
Пока ничего хорошего в России не придумали все что в СССР наделали так и пользуемся и УАЗик не исключение, так и пыхтим на старом паре, только скоро в котлах кончится заряд и тогда п-ец