Лайки почтальёны
Снегоходы хабаровского завода «Промсвязь»: «Амурец» и «Лайка—2»
История снегоходов начинается весьма неожиданно – после войны у государства вездеходы не пользовались популярностью, поэтому данной работой изначально занималась команда под руководством Георгия Крестовникова, которая сделала НАМИ—095БА на основе канадского прототипа SK—60. Соорудив и испытав несколько десятков аппаратов, команда инженеров передала их Министерству связи СССР.
Министерство в свою очередь поставило задачу ведомственному заводу «Промсвязь». Образец НАМИ – 095БА нарекли «Амурец» (1969г.) в честь реки Амур, на которой стоит город. Следует отметить – предприятие изготавливало почтовые ящики для всей страны. Изготовление снегохода впервые
в СССР, конечно, отобразилось на самом производстве. Завод переоборудовался, стал более глобальным и с полной ответственностью занялся вопросом модернизации снежного вездехода.
Снегоходы не пользовались популярностью у большинства людей, их использовали зачастую крупные компании, метеорологи и исследователи. Теплый воздух спереди от мотора обогревал пассажиров, также надежный педальный тормоз многих радовал . Следует упомянуть – перед серийным запуском машина прошла суровые испытания, преодолев 3—и тыс. км по маршруту Хабаровск – Якутск.
Постепенно завод учитывал все пожелания, отзывы пользователей, записывал их, постепенно «почтовый завод» не захотел сохранять старые установки, и постепенно родилась более совершенная машина – «Лайка».
«Лайка» обладает обновленным дизайном, но мотор и составляющие оставили в основном те же, поскольку претензии отсутствовали. Фирма все четко настроила и немного модернизировала мелочи, для большей надежности. «Амурец» является фактически первым удачным русским снегоходом массового производства. Перед заводом стояла непростая задача – сделать то, чего раньше никто не делал.
Современные стандарты и правила диктовали свои условия. Государство ставило перед техникой сложные задачи – требовалось увеличивать комфорт, проходимость, скорость и мощность, снижать уровень шума и расход топлива машин. В связи с чем, завод убил двоих зайцев одним действием – впервые установил водяное охлаждение на двигатель. Модернизация значительно уменьшила шум, обеспечила более стабильную работу и меньший износ.
Улучшили комплектацию, заменив старенький 6,5 л.с. мотор на силовой агрегат от лодочного мотора «Вихрь» мощность 25 л.с. — по тем временам это очень много (к примеру, современный снегоход Буран обладает мощностью 34 л/с). Двигатель обладал лучшими характеристиками, производство развивалось вперед, используя лучшие современные технологии, заменяя старые.
В 1973—1975г. Советские власти вновь вернулись к снегоходам. После попыток построить копию из некоторых Канадских образцов, используя силовую установку от ИЖ Юпитер 2 мощностью 16 л.с. родился «Полюс». Новый образец уступал не только по мощности – «Лайка — 2» превосходила по долговечной работе двигателя, мотор с водяным охлаждением обеспечивал большую стабильность и и значительный ресурс.
Позднее, в 1985 году состоялся пробег с участием снегоходов, который подтвердил – старые проекты рабочие до сих пор, не смотря на продолжительное время. Производство продержалось до 1988 года. К 90 годам многие заводы и фабрики брошенные на произвол судьбы новых экономических условий не смогли справится и были разворованы начальниками, которые забирали последнее и уезжали за границу, оставляя на произвол судьбы крупнейшие Советские предприятия мирового уровня…
На необъятных просторах России и по сей день встречаются «Лайки» и «Амурцы» напоминая о небывалой надежности, неприхотливости, простоте эксплуатации и содержания.
февраль 2016. Бакшеев Андрей Алексеевич для Новости 94