101-й целевой мотоцикл
SdKfz 2 или Kettenkrad — перевод с немецкого «Целевой мотоцикл»
Гусеничный мотоцикл-тягач SdKfz 2 (официальное название – Kettenkrad HK 101) был создан по специальному заказу немецкой компанией Neckarsulmer Fahrzeugwerke в 1940 году (модель выпускалась вплоть до 1949! года).
Перед механиками и инженерами компании руководство Министерством вооружения нацистской Германии была поставлена весьма непростая задача: им нужно было создать своеобразный вездеход с функцией тягача, достаточно легкий и мощный, приспособленный для передвижения по бездорожью, в том числе в условиях весенне-осенней распутицы. Расчетная грузоподъемность полугусеничного мотоцикла должна была составить примерно полтонны. Такими машинами планировалось дополнять пехотные части, парашютные войска и горно-егерские части.
Компоновочные схемы, соответствующие конструкции полугусеничных тягачей, применялись еще во времена Первой мировой войны. Но инженеры-конструкторы компании Neckarsulmer Fahrzeugwerke, взяв за основу несколько устаревшие разработки, смогли создать нечто принципиально новое, ни на что не похожее. Новый миниатюрный тягач, который конструкторы создали буквально за несколько месяцев, представлял собой необычную помесь танка и мотоцикла. За такой необычный и нестандартный внешний вид модель получила неофициальное название Kettenkrad.
Назад в историю
Весьма примечательной была и команда разработчиков этого чуда техники, ведь среди них был один из известнейших инженеров-конструкторов, «автор» ходовых частей БТР SdKfz 250 (и иных моделей подобного типа), танков «Пантера» и «Тигр», Генрих Эрнст Книпкамп. Используемую при создании SdKfz 2 концепцию он создал за год до описываемых событий. Гусеничный мотоцикл получил и совершенно новую, уникальную ходовую часть с расположенными в шахматном порядке опорными катками. Система управления гусеничным мотоциклом сосредоточена в передней части, которая состоит из колеса и вилки (конструкция практически идентична стандартной мотоциклетной). Но это не единственный способ управления: благодаря предусмотренному в конструкции дифференциалу, разворот малого радиуса можно было сделать, используя одни только гусеницы.
На борту SdKfz 2 предусмотрены места для водителя и пассажиров (не более 2 человек). Грузоподъемность машины составила чуть более 300 кг. Заложенный потенциал позволял буксировать и более массивные грузы, поэтому на вооружение армии она все же поступила. Произошло это в том же 1940 году после прохождения испытаний.
Серийное производство
Успешные испытания дали старт массовому серийному производству модели, и уже к концу 1940 года компанией было создано и передано на вооружение армии чуть более 140 тягачей-мото-вездеходов. До 1943 года количество выпускаемых ежегодно машин было весьма скромным, но многочисленные успешные испытания в полевых условиях привели к росту популярности гусеничного мотоцикла, и к концу 43 года компанией было выпущено более 2,5 тысяч экземпляров.
В том же 43-м Neckarsulmer Fahrzeugwerke заключила контракт с компанией Storwer о совместном производстве. Итогом такого сотрудничества стали значительно увеличившиеся объемы производства. Всего к 1945 году компании успели выпустить 8871 гусеничный мотоцикл.
Из оставшихся «заготовок» — неиспользованных корпусов и прочих деталей – после войны компании совместными усилиями создали более 500 обновленных версий машин, ориентированных на иные, «мирные» отрасли, и в первую очередь на сельское хозяйство. Kettenkrad превратились в легкие гусеничные трактора.
Созданием миниатюрных тракторов на базе военного гусеничного мотоцикла SdKfz 2 к концу 40-х годов занялась и французская компания Babiolle: инженеры компании не добавили в конструкцию ничего нового, лишь демонтировали с мотоцикла колесо и перенесли место водителя в заднюю часть конструкции. В 1943 году Neckarsulmer Fahrzeugwerke пыталась внедрить обновленную разработку, созданную на базе SdKfz 2 и получившую название НК-102. Но более мощная и достаточно тяжелая конструкция так и не была принята на вооружение.
Особенности модификации
Стандартная модификация SdKfz 2 подразумевала наличие несущего открытого корпуса, выполненного из прочной листовой стали, вилки, конструкция которой была аналогична мотоциклетной, и переднего ведущего колеса.
Конструкция гусеничного движителя, на который осуществлялся привод, включала в себя зацепное колесо (устанавливалось в передней части), пять обрезиненных катков сдвоенного типа, цепной 170-миллиметровой ленты, подушки которой были выполнены из прочной и износостойкой резины. Главной движущей силой гусеничного мотоцикла стал карбюраторный 4-цилиндровый 1,5-литровый двигатель Olimpia, выпущенный концерном Opel. При мощности в 36 лошадиных сил мотоцикл мог развивать скорость около 61,5 км/ч (трасса с ровным покрытием). Конструкция дополнялась трехскоростной коробкой передач.
Трофеи
Трофейные мото-вездеходы SdKfz 2 в Советской Армии использовались в десантных и пехотных соединениях, а также в качестве тягача для легких орудий калибром 45 мм — легендарной М-42. Союзники Второго Фронта также оценили высокие качества мото-вездехода и использовали его в качестве мотоцикла военной полиции и тягача для вывоза легких трофеев. Многочисленные единицы этой мототехники использовались в восстановлении сельского хозяйства СССР после Победы в Великой Отечественной Войне!
Статью можно дополнить — более чем через 10 лет после Великой Победы Советского Народа над Фашизмом немцы сделали обновленную версию «101 целевого» убрав переднее колесо и переведя вездеход только на гусеницы — Gebirgskarette NSU.
июнь 2015. Данила ВС для Новости 94