Цель: комплект для конверсии в 2WD KTM LC8 990 ADVENTURE
Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2
Комплект для самостоятельного преобразования KTM 990 ADVENTURE в полноприводный мотоцикл
В предыдущих статьях мы рассказали о многочисленных попытках как именитых компаний, так и инженеров-энтузиастов в области обеспечения мотоцикла или мотоколяски полным приводом с формулой 2х2 и 3х3.
Однако идея разработать конверсионный комплект для переоборудования серийного мотоцикла с обычным приводом реализована только Американской Christini на базовых моделях Honda и KTM, но как известно и они постепенно отходят от этой идеи освоив производство полноценного байка Christini 450AWD, виной всему значительная цена новой рамы и сложная переделка, по сути, сборка мотоцикла заново на другой раме, которая не под силу любителю в гараже.
Основатель и главный инженер из Projekt DT-A Гвидо Кох (Guido Koch) а по совместительству Профессор Технологического университета Карлсруэ рассмотрев Американца в микроскоп, пришел к выводу, что процедуру переделки следует упростить и по возможности удешевить.
Гвидо всегда работал с мотоциклами из Австрийского Маттигхофена (Mattighofen). Так еще в 2004 году в конкуренции с Ohlins — дочерней компанией Yamaha построившей WR450F 2-Trac Dakar, Гвидо Кох разработал систему гидропривода переднего колеса на базе 450-го КТМ.
В 2008 году Кох взял 100 сильный (74 кВт) KTM LC8 990 Adventure и решил строить не его базе полный привод в механическом исполнении – традиционный цепной на оба колеса.
Несмотря на множество трудностей, связанных с концепцией, команда инженеров-механиков из Немецкого Карлсруэ (Karlsruhe) под руководством Гвидо Коха (Guido Koch) справилась с этим и создала полностью функционирующий образец, который надеются использовать для привлечения инвесторов, чтобы иметь возможность разработать конверсионный комплект для владельцев KTM 990 Adventure (а теперь и более объемных) и дать им возможность переделывать свои собственные мотоциклы малыми силами и затратами.
Прототип комплектов с приводом на два колеса PROJEKT DT-A KTM LC8 990 ADVENTURE
KTM LC8 990 Adventure преобразили до неузнаваемости. Рулевое управление теперь работает через рычаги по центру ступицы переднего колеса, звучит достаточно сложно, но мы напомним об идентичном решении, примененном еще в 80-90 годах ХХ века на Suzuki Falcorustyco и Suzuki Nuda. Одновременно удалось снизить вес на 40 килограммов по сравнению со стандартным байком, что звучит почти невыполнимо.
Потребовалось 10 лет чтобы завершить начатое и воплотить в жизнь свою мечту. Проект занял столько времени так как потребовал разработки совершенно новой рамы (если ее можно так назвать), новой системы рулевого управления центральной втулки спереди с собственным поворотным рычагом, нового маятника и, что наиболее важно, системы передачи крутящего момента на переднее колесо.
Проект 2WD начался задолго до этого, Гвидо во время своих приключений на внедорожных мотоциклах понял, что система полного привода будет чрезвычайно полезна, особенно в глубокой грязи, когда задняя часть может относительно легко увязнуть. Он понял, что, если бы оба колеса были ведущими, пробуксовки стали гораздо более редким явлением, и дополнительный контроль на рыхлой почве оказался заметным преимуществом. Посмотрите пример 2004 года с гидравликой на переднем колесе.
Гвидо разносторонний инженер-механик, у него много патентов, он разрабатывает не только детали авто-мотопромышленности, но и сложнейшее медицинское оборудование – обе области, требуют высоких познаний, точности и надежности. Projekt DT-A начался с KTM LC8 990 Adventure, но к моменту завершения проекта от оригинального донора осталось очень мало.
Сохранили V-образный двухцилиндровый двигатель и задний маятник, все остальное (почти) было заменено деталями, изготовленными по чертежам, разработанным командой Коха на заказ. Первым шагом стала новая «рама», к слову, ее также как принцип переднего маятника подсмотрели у Японцев на Suzuki Falcorustyco. Собственно рамы как таковой нет ни у Японца, ни у Австо-Немца, основным элементом «рамы» стал двигатель, на котором обеспечили точки крепления маятников и амортизаторов, а также использовали в качестве основы для трех топливных баков, рулевого управления, креплений сиденья, обтекателей и редуктора передачи энергии на переднее колесо.
В самом начале проекта Гвидо обнаружил, что для передней части не было подходящего промышленного поворотного шарнира – в автомобилях шарнир равных угловых скоростей на передних колесах. Использовать автомобильные ШРУСы оказалось невозможно, они слишком тяжелы и критически увеличивали неподрессоренную массу до такой степени, что мотоцикл стал бы плохо управляем.

Процесс разработки нового ШРУСа оказался сложным, необходимо было обеспечить угол поворота не менее 35º не задевая «руку» маятника при повороте направо, уверенно противостоять вертикальным и боковым ударам, часто получаемым мотоциклами при движении на скорости по неровной местности. Разработанный шарнир удовлетворяет этим требованиям и сохраняет общую неподрессоренную массу переднего колеса на уровне 12 килограммов. При повороте колесо не только поворачивает, но и наклоняется в сторону поворота чтобы достигнуть 35º отклонения от прямой линии движения, дополняя устойчивость байка.
К примеру: Японцы на Suzuki Nuda ограничились 20º поворота, но у них шоссейно-кольцевой болид, которому поворачивать рулем нужно только два раза в день, первый при выезде на гоночное кольцо, второй при съезде с него. Австралийский изобретатель Ян Дрисдейл (Ian Drysdale) на своем внедорожном, полностью гидравлическом, кроссовом Dryvtech 2x2x2 решает проблему поворота за счет установки второго ШРУСа на заднем колесе. Поворачиваясь на 22º, оба колеса обеспечивают беспрецендентные 45º поворота.
Оставим в покое страну восходящего солнца, государство-континент и вернемся в старушку Европу.
Систему привода переднего колеса снабдили «интеллектом» чтобы она не работала постоянно, а подключалась при необходимости, когда заднее колесо испытывает пробуксовку на 5% или более, отключить «интеллект» нельзя (с моей точки зрения – это ошибка, могут быть случаи, когда интеллект пилота надежней), зато можно отключить передний привод совсем, с помощью рычага, установленного на руле. Сам редуктор передачи энергии переднему колесу построили по принципу треугольника, чтобы обойти выступающие элементы двигателя. Усилие передается через ременную передачу с пассивным роликом в верхнем углу. Ведущий ролик установлен на традиционном валу отбора мощности рядом со штатной звездой привода заднего колеса, ведомый ролик расположился на центральной оси крепления переднего однорукого маятника, что в свою очередь обеспечило равномерную передачу энергии при вертикальных колебаниях.
Projekt DT-A KTM LC8 990 Adventure AWD имеет три топливных бака общей емкостью 27 литров, каждый из которых изготовлен из легкого сотового сэндвича на основе арамида (синтетическое волокно с высокими параметрами плотности, устойчивости к перепадам температур и упругостью. Оно имеет хорошую стойкость к влиянию различных химических реагентов. Применяется в качестве добавки в композитных материалах при производстве высокопрочных изделий), а обтекатель и основание сиденья изготовили из прочного и легкого углеродного сотового сэндвича.
Все использованные материалы в значительной степени разгрузили байк до 170 кг снаряженной массы в первую очередь за счет отказа от стальной рамы и громоздкой передней вилки, высота в холке 1000 мм — многовато, зато передняя и задняя подвески получили свободный ход в 280 мм и два дисковых тормоза с двухпоршневыми скобками на обоих концах.
Гвидо впервые продемонстрировал Projekt DT-A KTM LC8 990 Adventure на выставке IMOT в Мюнхене (феврале 2018 года), где он получил чрезвычайно теплые отзывы касательно самой идеи и многочисленных технических решений, примененных на прототипе. К сожалению, пока найти инвесторов для финансирования следующего этапа проекта – конверсионных комплектов на базе KTM 990 или других мотоциклов пока не удалось, очевидной причиной является затяжной мировой кризис в купе с COVID-19.
Но мы будем надеяться и верить, что развитие полного привода на мотоциклах ждет светлое будущее и мотосообщество еще встретит звуковыми сигналами новинки с AWD приводом.
май 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« AWD Мотоциклы. Рабочий ослик ROKON Trail-Breaker для фермера и солдата. Дедушка отметил 60 лет Кенгуру Drysdale Dryvtech 2х2х2 »