Челябинский Сталинец, о 65 конях
С-65, или, более полно, «Сталинец-65» — трактор, производившийся в Челябинске с 1937 до 1941 гг. Цифровой индекс машины, по уверениям некоторых источников, отражал число лошадиных сил, развивавшихся новым дизельным мотором М-17. Трактор С-65 уникален сразу в двух отношениях: в нашей стране он первым среди дизельных тракторов был поставлен в серийное производство, а также, являлся первым массово производившимся в промышленном варианте дизельным трактором на Земле.
Задача активизировать использование дизелей была поставлена в начале 1930-х гг. на самом высоком уровне. И в 1934 г. устраивается конкурс-соревнование, в котором участвовали семнадцать моторов, разработанных не только в нашей стране, но и в пяти зарубежных государствах, включая США. Испытания заняли более двух месяцев, и позволили составить представление о технически обоснованных сроках начала индустриального производства дизелей собственными силами. Преимущества их перед движками, работавшими на лигроине, были очевидны даже большинству неспециалистов. В феврале 1935 г. на челябинском заводе начали проектировать собственный дизельный двигатель, а через два месяца прошло техническое совещание, где обсудили ход реконструкции производства. К середине июля мотор М-17 был собран, а в середине августа экспериментальный вариант С-65 проехал полтора десятка километров.
М-17 не был «чистым» дизелем, мог использовать комбинацию керосин-автол, а его запуск обеспечивался вспомогательным бензиновым мотором. Сам трактор почти не поменялся, ведь движок проектировали с условием, что его и на С-60 можно будет ставить без существенных доработок. Число оборотов подняли на 200 в минуту, большим стало передаточное соотношение, расширили радиатор, бак задвинули за мотор, полностью перекрывавшийся капотом. Пробные поездки не обнаруживали неполадок, которые могли бы оттянуть начало производства, но всё же несколько месяцев, пока оно готовилось, М-17 дорабатывали. В январе 1937 г. его сочли достойным для направления на утверждение. Когда последние экземпляры С-60 были приняты отделом технического контроля, конвейер замер, и только двадцатого июня по нему проехал первый С-65. А уже в феврале следующего года шестьдесят машин этого типа уехало на экспорт.Основной задачей С-65 было возить прицепы сельскохозяйственного назначения, вспомогательной – быть приводом стационарных агрегатов. Большие потери техники на первом этапе боевых действий вынудили мобилизовать значительную часть тракторов, в том числе и данного типа. В войсках эти машины предназначались для передвижения артиллерийских орудий.
Ранее, в 1936 г., отмечалось, что С-65, как и поставленный на него мотор, вполне пригодны для длительного использования, что экономичность М-17 отвечает самым строгим мировым стандартам того времени. Но разработать такую совершенную и берегущую топливо машину оказалось не так просто. Сегодня, когда дизельные моторные агрегаты стали повседневной вещью, обязательно надо помнить, что их путь в действительности не был простым и лёгким.
Например, увеличение сжатия повышает не только эффективность сжигания топлива, но и массу двигательной установки. Кроме того, топливная аппаратура должна работать с допусками, не превышающими нескольких десятков микрометров, и действовать притом крайне быстро, в условиях высоких температур и давлений. А значит, изготовление подобных устройств требует высокой технологической оснащённости, неплохой подготовки работающих и достойного уровня культуры производства.
Число мест в кабине С-65 равнялось двум. Он мог возить даже десятитонный прицеп, имея (в разных модификациях) собственную массу от 9,5 до немногим более одиннадцати тонн. Ширина траков достигала полуметра, было три передних и одна задняя передачи. Упомянутое выше большее передаточное отношение применили сознательно, чтобы при более скором вращении мотора по сравнению с работающим на лигроине не происходило завышение скорости. Гусеница была взята от С-60, но к ней прибавилось одно звено. Доступ к мотору обеспечивался боковыми съёмными стенками. Заметим, что определённые, пусть и сравнительно небольшие, проблемы у М-17 всё же присутствовали. К ним относились растрескивание баббита, слабость пускача, склонность поршневых колец закоксовываться. Именно эти факторы обусловили необходимость длительных (более полугода) усовершенствований образца, испытывавшегося в 1936 г., прежде чем его поставили на конвейер.
С-65 стал первой ласточкой дизельного тракторостроения. Через два десятилетия оно стало дизельным на 100%. Нет ни малейшего сомнения, что в отсутствие войны, это произошло бы гораздо скорее. Но увы…Интересно, что «Сталинцы» могли быть также и газогенераторными. Их начали производить в том же 1936-м, а всего сделали более семи тысяч. Подобные установки обеспечили сбережение массы жидкого топлива в самые сложные моменты наивысшей в нём потребности. Уже в первые послевоенные годы, однако, такая необходимость постепенно отпала.
июль 2015. Хренова Екатерина Николаевна для Новости 94
Похожие Записи
« Средний артиллерийский тягач C-2 «Сталинец» История ATV «All Terrain Vehicle — транспортное средство для езды по всем поверхностям» »