Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. памятник ЧТЗ. Танк ИС-3 на Комсомольской площади Челябинска. "Уральцы, Вам, Чьи руки золотые Ковали здесь Победу над врагом"

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа

Мар 15 • Производители Вездеходов, Советские Вездеходы • 6339 Просмотров • Комментарии к записи Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа отключены

Челябинский тракторный завод им. Сталина (1933-1941) он же Кировский завод Наркомтанкпрома в городе Челябинске (такое название завод носил с начала Великой Отечественной Войны и по 1958 год) он же Челябинский тракторный завод им. Ленина (1933-1992) он же Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК (в настоящее время) – одно из наиболее известных машиностроительных предприятий нашей страны.

Создание машин для нужд Народного хозяйства стало прерогативой ЧТЗ еще до Великой Отечественной войны, когда советское правительство взяло курс на повышение производительности труда с помощью достижений промышленности. Челябинск стал удобным местом для постройки большого предприятия, а на кресло главного проектировщика посадили всемирно известного на тот момент специалиста – Альберта Кана.  Он запомнился как один из самых талантливых инженеров начала двадцатого века, которого лично отмечал Генри Форд – созданием автомобильных заводов инженер в США тоже занимался.

Создание завода было невозможным без консультаций со стороны советских специалистов, указывавших на основные пожелания Наркома и понимающих нужды промышленности СССР. В группу, создающую ЧТЗ, вошли Анатолий Степанович Фисенко, а также инженеры Швецов и Величкин. Создание предприятия началось в 1929-м, а конвейеры запустили уже спустя четыре года. Завод официально открыт 1 июня 1933-го – эта дата стала формальной, ведь предприятие работало уже несколько месяцев. Руководство планировало выставить первые созданные тракторы на заводе, которые нарекли «Сталинцами». Забегая наперед, «Сталинец-60» (или С-60) показал себя как один из наиболее надежных вездеходов того периода, выполняя невероятно сложные задачи при минимальных модификациях. Чего только стоят экспедиции по Якутии (две тысячи километров при температуре в -50) и на Памире (при средней высоте 4 тысячи метров). Модифицированная модель С-65 создана через три года, а в следующем (1937-м) году уже представлена на парижской выставке автомобилей и удостоена главной награды в своем классе. Серийное производство модели не заставило себя ждать и началось спустя пару месяцев.

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Рабочие ЧТЗ провожают на фронт таковую колонну

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Рабочие ЧТЗ провожают на фронт таковую колонну

Боевую технику с повышенной проходимостью ЧТЗ начал выпускать в 1939-м году: именно тогда сошла с конвейера первая серия артиллерийских тягачей С-2. Базировались они полностью на наработках гусеничных тракторов и бульдозеров, созданных ранее на заводе – он комплектовался первоклассным конструкторским бюро. Не заставил себя ждать и выпуск первых танков: группа инженеров и вся документация с Кировского машиностроительного завода передана в Челябинск а завод переименован в Кировский, такая «рокировка» увеличила тираж военной техники в разы и значительно поспособствовала ведению войны на первых ее этапах. За год до Великой Отечественной завод выпустил свою стотысячную машину, в честь чего организовали специальное мероприятие: награждались наиболее продуктивные работники, инженеры, а все желающие имели возможность посетить выставку продукции.

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Сын сменял ушедшего на фронт Отца

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Сын сменял у станка ушедшего на фронт Отца

Во время стремительного наступления немецких войск, когда большинство предприятий эвакуировали на Урал, Челябинск стал центром по созданию военной техники. Вокруг ЧТЗ образовался огромный комбинат и несколько вспомогательных заводов, называемый негласно Танкоградом и державший первенство среди заводов по количеству произведенных танков, артиллерийских тягачей и самоходных артиллерийских установок. Объемы производства были колоссальными: 20 тысяч единиц техники, 50 тысяч двигателей и около 20 миллионов единиц крупных боеприпасов. Конструкторское бюро тоже работало ударными темпами: в кратчайшие сроки на ЧТЗ создано более десятка новых единиц вооружения, которые сыграли значительную роль в поражении гитлеровской коалиции. За выдающиеся заслуги перед Отечеством в создании новых танков, танковых двигателей и самоходных артиллерийских систем завод награжден 2-мя Орденами Ленина, Орденом Красной звезды и Орденом Кутузова 1 степени! Молодым поколениям о Трудовом Подвиге напоминают многочисленные памятники установленные в Челябинске. Оценить вклад Челябинцев в Великую Победу над фашизмом не возможно ни орденами ни памятниками, сыновья и дочери сменяли у станков отцов и матерей уходивших на фронт.

(На фото вверху) памятник ЧТЗ от Участника Великой Отечественной Войны, Заслуженного архитектора РСФСР Александрова Е.В. Танк Иосиф Сталин — 3 на Комсомольской площади Челябинска. «Уральцы, Вам, Чьи Руки Золотые Ковали здесь Победу над врагом»

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Школьники ковали Победу на ровне со взрослыми

Челябинский тракторный завод, для Фронта и Народа. Школьницы ковали Победу на ровне со взрослыми, кузнечно-штамповый цех ЧТЗ

После Победного окончания Великой Отечественной предприятие снова перешло на создание гражданских моделей техники не забывая и об обороноспособности Родины. Наиболее известными и значительными устройствами, созданными в те годы, были: дизель-электрический трактор (на современном языке «гибрид») ДЭТ-250 и гусеничный трактор Т-100 с модификацией Т-100М. Популярность последней модели оказалась настолько ошеломляющей, а спрос – настолько большим, что суммарный тираж всех модификация гусеничного вездехода составил почти полмиллиона экземпляров.

Успех «сотки» привел к появлению огромного количества машин с той же компоновкой: Т-130 и Т-170 хоть и были серьезно переработанными, но имели с прародителем больше схожести, чем различий. В 1984-м году на заводе объявили о том, что миллионное устройство сошло с конвейера ЧТЗ. В то же время здесь создан бульдозер Т-800, ставший самым производительным устройством в мире в своем классе и занесенным в книгу рекордов Гиннеса.

Сделав упор на развитие народного хозяйства Челябинцы не могли бросить накопленный за военные годы опыт, разработка и производство новых моделей военных вездеходов продолжилась. КБ под руководством выдающегося конструктора М.Ф. Балжи начало производство вспомогательной военной техники и уже в 1950 году «Бог войны» Вооруженных сил Советского Союза пополнился мощным артиллерийским тягачом АТС59Г основной особенностью которого стало размещение орудийного расчета внутри кабины с возможностью защиты кабины бронелистами от пуль и осколков, что повышало живучесть артиллерийского подразделения.

Сейчас основной пакет акций ЧТЗ принадлежит концерну «Уралвагонзавод», а предприятие производит огромное количество продукции, будучи одним из лидеров в мире в производстве тяжелых машин и вездеходов.


Посмотрите интересную статью Необычные танковые разработки СССР


 

В 2003 году Челябинский гигант награжден Вьетнамским Орденом Дружбы за укрепление дружбы и экономических связей с Социалистической республикой Вьетнам.

БМП-3. Семейство боевых машин пехоты от объекта 765 до «Атома»

БМП-3. Семейство боевых машин пехоты от объекта 765 до «Атома»

В 21 веке ЧТЗ-УРАЛТРАК (новое название завода) значительно расширил линейку производимой техники. Запущено производство Бульдозера Б11, трактора Т-13, фронтальных погрузчиков ПК-65, а на заводе мощных тракторов (дочернее предприятие) дизель-электрического трактора ДЭТ-400, с целью создания Уральского бронетанковой группы расширены производственные мощности за счет покупки 100% акций Ишимбайского Машиностроительно завода Витязь. Для защиты рубежей выпускаются Боевые Машины Пехоты БМП-1, БМП-2 и БМП-3 и много другого технически сложного вооружения.

За добрые дела совершенные во благо людей ЧТЗ-УРАЛТРАК заслужил одну из самых почитаемых наград Русской Православной Церкви — орден Святого благоверного князя Дмитрия Донского!

В группу Челябинский тракторный завод — УРАЛТРАК входят: Челябинский завод специнструмента и технологической оснастки (ЧЗСТО), Челябинский завод тракторных агрегатов (ЧЗТА), Челябинский завод турбокомпрессоров (ЧЗТ), Еманжелинский механический завод (ЕМЗ), Ишимбайский Машиностроительный завод Витязь.

март 2016. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »