-Алё! Ты где? «Я Дома, на гусеницах!»
Четра ТМ-140: дом на гусеницах в тундре
Новый вездеход российского производства, признанная заменить собой морально устаревшие ГТ-Т1, ТМ-130 и ТТМ-3902, состоящие на вооружении российских нефтяников и газовиков. Универсальная машина, способная идти по снежному насту, тундре и болотам благодаря в первую очередь удачному гусеничному шасси. Болотоход способен нести оборудование различного назначения массой до четырёх тонн и даже плавает.
Техническая «начинка» ТМ-140 основана на силовом агрегате производства ЯМЗ, шестиступенчатой коробке передач и гусеничных лент различного типа. Но самое главное – это пассажирский салон со всеми удобствами: обогревом, душем, биотуалетом и спальными местами. В настоящее время такие машины доставляют бригады электриков в труднодоступные районы и непосредственно помогают проводить работы по восстановлению функционирования повреждённых линий электропередач и обеспечению их сохранности в тундре и тайге Ненецкого и Ямало-Ненецкого автономных округов, Мурманской и Архангельской областей.
Вездеход выполнен в лучших традициях военных машин вроде БМП-1, и выпускается на том самом Курганском машиностроительном заводе, но отличается от продукции для вооруженных сил тем, что изначально ориентирован на комфортное проживание человека в условиях полного отсутствия дорог и заправочных станций. До 800 километров снегоболотоход способен преодолеть без дозаправки, проходя склоны величиной от 15 до 30 градусов.
Кроме того, машиной заинтересовались экологи: особо охраняемые природные области вроде национальных парков и заповедников нуждаются в постоянном контроле независимо от времени года и погоды. Есть информация о поступлении вездеходов в армию, да не куда-нибудь, а в Арктический корпус. Для военных содана модификация ТМ-140А (арктический). Она во многом похожа на гражданскую машину и сохранила все технические преимущества прототипа. В МЧС уже пару лет трудится пожарный плавающий болотоход на базе той же «Четры».
В чём же реальные отличия всех этих модификаций? Военный вездеход характерен выводом двигателя в отдельный отсек, под защиту прочных бронелистов, для ремонта в полевых условиях без возможности безопасного выхода наружу. Пожарная машина несёт на себе насосную станцию и прочее специальное оборудование для тушения разбушевавшегося пламени. В рамках выставки «Армия-2015» показали вариант с бронированным десантным салоном.
Единственное ограничение для «Четры» — возможность двигаться только в водоёмах со стоячей водой, ввиду отсутствия водомётов. Часть воды неизбежно попадёт внутрь сквозь технические люки, но этот случай есть помпы. Не катер «Четра», но потихоньку пройдёт и озеро, если понадобится. Чего точно нет в других вездеходах, так это такого интуитивно понятного управления как в ТМ-140. Благодаря удобному штурвалу-джойстику, в качестве механика-водителя подойдёт даже вчерашний курсант, едва получивший заветные «права».
Кроме того, на помощь гражданским специалистам пришли болотоходы с буровыми платформами и гидроподъёмниками. При этом при изменении носимого оборудования плавучесть ТМ-140 не страдает.
В движении «Четра» жёстко подпрыгивает на кочках – такова расплата за особую конструкцию торсионов. В целом же Курганский вездеход Четра ТМ-140, построенный с использованием агрегатов БМП, — самый удачный пример так называемой конверсии, применения военных технологий в мирных целях.
август 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« American M6 Tractor — Труженик войны, лишённый славы ЗИС-Э134, колёса против гусениц »