Чуден Днепр при... Днепр МТ-16М

«Чуден Днепр при тихой погоде…»

Авг 18 • Вездеходы Фото, Видео Вездеходов, Гражданские Вездеходы, Интересно!, Мотовездеходы, На колёсах, Производители Вездеходов, Советские Вездеходы • 3231 Просмотров • Комментарии к записи «Чуден Днепр при тихой погоде…» отключены

«Чуден Днепр при тихой погоде, когда вольно и плавно мчит сквозь леса и горы…» Эти слова, которыми Н.В. Гоголь описывает мощь широкого Днепра, писали на коляске своего мотоцикла многие обладатели «Днепров» во всем Советском Союзе и за рубежом.

Служебные

В 40-60 годах в СССР тяжелые мотоциклы выделяли в отдельный класс и считали строго военными, ну или просто служебными, на них ездили милиция, лесники и т.д. например: в фильме «Берегись автомобиля» Георгий Жженов инспектор ГАИ ездил на Днепре. Выпускались такие машины на двух заводах, в Ирбите Свердловской области и в Городе-Герое Киеве. И если Ирбитский мотоциклетный завод, это эвакуированный в 1941 году Московский мотоциклетный завод (ММЗ), то Киевский (КМЗ) создавался заново на основе вывезенного по репарациям из побежденной Германии завода Вандерер (Wanderer). На начальном этапе завод наладил производство мотоцикла Киевлянин – точную копию Wanderer-1Sp. В 1949 году производство расширилось за счет оборудования и специалистов приехавших из Горького с завода «Красная Этна», а в Горький это оборудование попало в следствии эвакуации в 1941 году из Харькова (ХМЗ). И ММЗ и ХМЗ и «Красная Этна» и КВЗ все выпускали один и тот же мотоцикл для нужд победоносной Советской (Красной) Армии, легендарный М-72.

В результате долгих инженерных преобразований и улучшийзинга из М-72 получились «Урал» и «Днепр» причем по распоряжению военных узлы и агрегаты должны быть взаимозаменяемы у обоих марок.

Атомный Ямал Ирбитский Мотоциклетный Завод Урал Ямал Ural Yamal мотоцикл с веслом
Атомный Ямал Ирбитский Мотоциклетный Завод Урал Ямал Ural Yamal мотоцикл с веслом

Спускаемся с монументального Урала и ныряем в Днепр

Развитие шло не без ошибок. С 1956 года со стапелей Киевского завода сошли первые К-750, организованны лаборатории для разработки и испытаний спортивной и дорожной техники. Строились легкие и дешевые грузовики «Киев» различных модификаций КМЗ-1/КМЗ-3 и развозные фургоны КМЗ-4/КМЗ-5 с использованием силовой установки от К-750 с мощностью в 26 л.с., что согласитесь, по тем временам не мало. Вы спросите почему пропущен номер КМЗ-2 «Киев»? И ответ прост, он не пропущен, но и знать гражданским о нем было не положено, это модель проектировалась для Армии в виде многоцелевой машины амфибии. Однако в первую очередь ей отводилась самая гуманная роль – эвакуатора переднего края. Основная идея Киевских конструкторов состояла в возможности управлять автомобилем в положении лёжа для уменьшения возможности поражения водителя из стрелкового оружия. В 1961 году разработкой заинтересовалось Главное управление тыла Министерства обороны и в связи с отсутствием специальных кадров и возможного нарушения секретности, разработку передали на ЛуАЗ (Луцкий автомобильный завод) наладивший выпуск под собственным названием ЛуАЗ-967 и его модификации, основной из которых и стала машина-амфибия эвакуатор переднего края.

Основным недостатком К-750, выпущенного в количестве 50 тысяч, потребители называли отсутствие заднего хода. Учитывая нарекания потребителей к 1972 году конструкторы разработали новую коробку передач с задним ходом. Не смотря на то что коробка разрабатывалась для новых моделей мотоцикла МТ-9/МТ-10 её можно установить и на К-750, но при этом также придется обновить узел воздушного фильтра, вынесенный на новых моделях в отдельный блок.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда.
Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда.

Экспорт и эскорт

С 1975 года КМЗ начинает поставлять мотоциклы на экспорт для чего вносятся изменения в ряд узлов в соответствии с требованиями стандартов зарубежных потребителей. На основе изучения этих требований налаживается производство эскортных мотоциклов МТ-14/9 для сопровождения первых лиц государства и почетных гостей. Появляется обновленная модель Днепр МТ 10-36.

Одиннадцатый

Выпуск мотоцикла Днепр МТ-11 (наиболее популярной и известной Украинской модели) начался в 1984 году Киевским мотоциклетным заводом. А через два года, в 1986-ом, обществу явили новую марку — Днепр МТ-16, для которого инженеры разработали привод на колесо боковой коляски в остальном это был одиннадцатый. Днепр МТ-16 стал первым Советским мотоциклом-вездеходом, доступным простым гражданам. До этого полно приводные образцы поставлялись исключительно в вооружённые силы. Мотоцикл предназначался для использования в сельской местности, в условиях грунтовых дорог. За счет ведущего колеса люльки МТ-16 уверенно чувствовал себя при езде по грязевой колее и легко мог поспорить со словами известной песни Владимира Высоцкого «Чужая колея»

…А вот теперь из колеи

Не выбраться….

Хотя, конечно, песня не про бездорожье.

На эти модели «Днепра» устанавливался двухцилиндровый, четырехтактный оппозитный двигатель воздушного охлаждения объёмом 650 кубических сантиметров и мощностью 32 л.с. Коробка передач четырёх ступенчатая с задней скоростью. Привод коляски осуществлялся через дифференциал, момент на ведущие колёса передавался несимметрично. Грузоподъёмность «Днепра» 270 кг при собственной массе 350 кг, но владельцы часто возили и по пятьсот килограмм, а также таскали самодельные прицепы.

Своеобразная компоновка требовала особых навыков в управлении мотовездеходом. При езде вдвоём, пассажира необходимо было размещать в коляске, а не на заднем сидении – так было меньше шансов уложить мотоцикл набок, при правом повороте.

Кроме плюсов у МТ-16 были и свои минусы:

— повышенный расход топлива, по сравнению с МТ-11;

— отсутствие блокировки дифференциала, которая могла бы еще повысить внедорожные качества мотоцикла;

— несимметричность расположения ведущих колёс, хотя это скорее особенность мотоцикла, нежели минус.

Кстати, на современных мотоциклах «Урал-Турист» применен без дифференциальный способ подключения привода колеса коляски, то есть в обычных условиях мотоцикл движется только за счёт заднего колеса, а при преодолении препятствия люлька подключается жестко, без дифференциала между ведущими колёсами.

К сожалению, Киевский мотоциклетный завод в настоящее время прекратил свое существование. У любителей Днепра в России, Украине и других странах не стало возможности купить недорогой, проходимый и грузоподъёмный мотоцикл, потому, как цены на новые «Уралы» выше даже чем на автомобили.

Чуден Днепр при... Пожарный Днепр 157-П
Чуден Днепр при… Пожарный Днепр 157-П

Пожарный, последний

В 90 годах XX века появляется грузовой трицикл Днепр-300 (цифра обозначает грузоподъемность) на его базе появляется трехместный трайк Днепр-303. Позднее начато производство туристического мотоцикла Днепр-Чумак и одноместного Днепр-Чоппер, также начато производство прицепов для мотоциклов с коляской.

Последней модификацией разоряющегося завода становится Пожарная версия Днепра 157-П строительством которого мы обязаны пожару на Киевском мотоциклетном заводе в 2007 году.

Так закончилась очередная мотоциклетная история после развала СССР и прихода «эффективных менеджеров» или дефективных как Вам угодно! А мне искренне жаль и Днепр, и СССР.

август 2020. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »