Шароход, пока - игрушка. Юный Техник 1971 год

Шароход, пока — игрушка

Окт 31 • Вездеходы Амфибии, Гражданские Вездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы • 4851 Просмотров • Комментарии к записи Шароход, пока — игрушка отключены

Игрушка «вездеход-шароцикл» представляет собой прозрачный шарик, на поверхности которого расположено несколько гребных лопастей, а внутри свободно подвешено сиденье для экипажа. Заведите пружину и поставьте шароцикл на пол — он покатится. Пустите на воду — поплывет. При соответствующем балласте шароцикл опустится на дно ванны и продолжит путь там. Для этого вездехода не помеха и гора с подъемом 20—25 градусов.

Управление вездеходом таково: если до заводки сдвинуть ось до упора, то шароцикл поедет направо, а если сдвинуть ось влево, то он поедет налево, Чем больше наклон оси, который происходит благодаря смещению центра тяжести, тем меньше радиус поворота.

Возможности подобного транспортного устройства заманчивы.

Каковы же преимущества шароцикла? Пустите его по желобу — центр тяжести снаряжения всегда стремится к нижней отметке такого профиля, а шароцикл следует строго в среднем положении между правой и левой стенками путепровода. Нетрудно представить, как будут выглядеть автоматические дороги в тайге, тундре или пустыне: перемещаясь по песку, снегу, слабому грунту, головной шароцикл оставит за собой след — по нему-то следующий вездеход и покатится. Без водителя! Караваны вездеходов, двигающихся без водителей, сами поддерживают такие дороги в хорошем состоянии. Особенно эффективны они будут на просторах Севера: пусть метут метели — дороги эти чистить не нужно.

Колесо-шар имеет хорошую проходимость по любому покрытию. Возможно его следует немного переделать: два грушеобразных колеса внутри них — пассажирский салон, багажное отделение, машинное отделение, топливо и т.д. Ось колеса всегда неподвижна; если ее соорудить полой и больших размеров, то она и образует помещения,- о которых идет речь.

Пассажирский салон переднего колеса выполнен конструктивно как одно целое с кабиной водителя, вынесенной на «улицу». Управление машинным отделением, расположенным в заднем движителе, осуществляется из кабины. На поверхности колес предусмотрены гребные лопасти. Оборудование скомпоновано таким образом, что каждое колесо-движитель сохраняет на воде плавучесть, а центр тяжести находится ниже пересечения его геометрических осей. В какой бы жиже колесо ни находилось, оно будет удерживаться на поверхности, так как примеси грунта в воде только увеличивают ее плотность, то есть выталкивают колесо.

При форсировании водных преград колеса окажутся в положении глубоко погруженной лодки, но гребные лопасти сообщат вездеходу поступательное движение. В болотной топи площадь опоры автоматически уменьшится, на песке и рыхлом снегу она будет еще меньше.

Немаловажное преимущество подобного вездехода — отсутствие у него гусениц, требующих частой смены деталей, регулировки, смазки, осмотров. В отличие от покрышек автомобиля резина здесь не так сильно изнашивается: во-первых, пробуксовка исключена, во-вторых, нагрузки приходятся на гораздо большую площадь.

Можно ли удобно расположившись в колесе-вездеходе, быть уверенным в его абсолютной проходимости? Простой подсчет показывает, что колесо способно нести нагрузку не менее 850 тонн (конечно в зависимости от диаметра). И более скромные размеры позволят оснастить шароцикл всем необходимым и ехать с элементарными удобствами — тепло, сухо и мухи не кусают.

В будущем, вероятно, появятся самые различные грузовые и пассажирские вездеходы для различных климатических условий, научные лаборатории для изучения глубоководного мира морей и океанов. Пожалуй, любопытную серию представят «дачи» — комфортабельные мобильные дома, рассчитанные на семейное путешествие в любую точку планеты. Главными же потребителями шароциклов будут геологи, изыскатели, строители, полярники, работающие в условиях бездорожья и жестокого климата.

октябрь 2016. GlacierBay для Новости 94 По материалам журнала «Юный Техник» №5 1971 год

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »