Вслед за Синей Птицей
Как всё начиналось
ЗИЛ-2906 стал частью советской экспериментальной программы «Синяя птица» по созданию поисково-спасательных машин для эвакуации пилотов и космонавтов с мест приземления. Официально программа закрылась в 1991 году, однако исследование новых технических решений в этой области не прекращалось.
ЗИЛ-2906 это снегоболотоход-амфибия со шнекороторным движителем вместо обычных гусениц или колёс. Первая подобная конструкция использующая «Архимедов винт» запатентована ещё в конце девятнадцатого столетия. Однако, это почти единственная машина (не считая более нового ЗИЛ-29061 и ныне музейного экспоната ЗИЛ-4904), которую советским конструкторам позволили воплотить в металле, поскольку руководство СССР напрочь отказывалось признавать необходимость таких систем. Только благодаря требованиям С.П. Королёва «Синяя птица» была выпущена в 20-ти вариантах, в оснащение которых входил и «шнекоход». Впоследствии был доказан большой вред окружающей среде от использования таких болотоходов в тундре, поэтому широкого применения они не нашли. При этом неофициальные источники сообщают, что по крайней мере один такой вездеход находится на вооружении ВКС РФ в службе поиска и спасения.
Особенности конструкции
Основа ходовой части шнекохода это так называемый «винт Архимеда» из очень прочного металлического сплава. В данном случае не вездеходе их два, размещены они параллельно друг другу. В модификации 2906 движители сделаны из сплава алюминия, а сам корпус машины стеклопластиковый. Силовых агрегатов использовалось два, оба от ВАЗ. Главный недостаток такой системы – отсутствие амортизации, а это значит, в салоне при движении жутко трясёт. Для космонавтов, которым ещё предстоит привыкать к условиям родной планеты заново, это не очень хорошо. Впрочем, в реальности шнекоход никогда не перевозил покорителей космоса, в этом не было нужды, так как его носитель ЗИЛ-4906 обладает достаточно высокой проходимостью и гораздо более комфортабелен.
январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94