Архимедов винт в народное хозяйство
Шнекороторный вездеход ЗИЛ-4904 – уникальная в своем роде машина, созданная в 70-е годы конструкторским бюро Грачева. Особого распространения модель не получила из-за ряда неприемлемых для массового потребителя характеристик (например, скорости), но все же создала небольшой прорыв в создании машин с повышенной проходимостью.
Первый вездеход с «Архимедовым винтом» был создан еще в Российской империи в 1900-м году известным инженером и изобретателем Дергингом. С того времени особо большого интереса к таким машинам не проявляли ни гражданские заказчики, ни военные. Испытания образцов подобной техники возродились усилиями двух выдающихся инженеров Завода им.Лихачева и Горьковского Автомобильного завода – Яковлева и Грачева. Именно под предводительством последнего в одноименном конструкторском бюро был создан первый прототип машины-амфибии, а уже в 1972 году начались первые испытания.
Вездеход отлично показал себя на слабо несущих грунтах, болотистой и заболоченной местности, отлично преодолевая даже сложные препятствия – в этом компоненте он легко обходил все имеющиеся на тот момент колесные, полугусеничные и гусеничные вездеходы. Инициатором подобных экспериментов стали чиновники, отвечавшие за обустройство лесных хозяйств. Летом того года машина отлично показала себя как в пассажирской модификации, так и в грузовой. Первая способна была уместить в себе 8 человек, вторая – 2.5 тонны полезной нагрузки. Для передвижения по твердым поверхностям типа асфальта и бетона снегоболотоход не годился – даже прочные шнеки из закаленной стали быстро бы стерлись. Масса устройства составляла от 7 до 8 тонн в разной комплектации, а снаряженная переваливала за 10 тонн.
Для снижения веса и повышения динамических характеристик кабину изготовили из стеклопластика. Сами шнеки и днище полностью состояли из прочной стали – иной материал не подходил для данного класса транспортных средств. Но даже эти ухищрения не позволили достичь снегоболотоходу даже средних показателей скорости: на снегу он мог выдавать не более 10 км/ч, а на болоте – и вовсе 7 км/ч. Кроме того, во втором случае рельефу наносился огромный ущерб – машина снимала верхний слой грунта вместе с травянистыми растениями. Также это накладывалось на большой расход топлива: для вращения двух шнеков были предусмотрены два семилитровых двигателя ЗИЛ-375, которые априори не могли демонстрировать экономичность: даже в самом щадящем режиме они расходовали 65 литров безнзина на сотню километров. Совокупность именно этих причин не позволила уйти снегоболотоходу в массовое производство.
За все время исследований изготовлен только один экземпляр ЗИЛ-4904 – другие его аналоги были значительно меньше и обладали более скромными характеристиками. Несмотря на нежелание гражданских заказчиков спонсировать выпуск этого устройства, оно стало одним из лучших в своем классе на долгие годы – его проходимости до сих пор нету равных, а грузоподъемности (при соотношении с габаритами) – и подавно не было.
На сегодня, единственный в мире собираемый серийно шнекороторный вездеход Mud Master производится в Австралии компанией Residue Solutions.
январь 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94
Похожие Записи
« Жозеф-Арман из города Валькурь Русские реплики ВГД Mattracks »