ULTRA Pelican от Boeing
Во время второй компании в Ираке, в 2003 году американским военным для переброски одной дивизии в район боевых действий необходимо было 25-35 суток. Переброска осуществлялась самолетами и водными транспортными судами. В условиях современной войны, когда развертывание войск и захвата оперативного простора на территории противника необходимо было осуществлять, используя минимальное количество времени, данная скорость переброски не устраивала никого.
Именно к этому времени, американская компания Boeing, специализирующаяся на разработке и изготовлении авиационной и космической техники, заканчивала проектирование нового перспективного образца самолета, который, используя экранный эффект, мог бы перебрасывать ту же дивизию в район боевых действий в течение 5 суток, что, конечно же, коренным образом увеличивало мобильность американских военных соединений.
ОРЛЁНОК, ОРЛЁНОК — МОГУЧАЯ ПТИЦА …
… И НАС НЕ СЛОМИТЬ НИКОМУ
Экраноплан носил название Pelican ULTRA и квалифицировался как сверхтяжелый летательный аппарат. Предназначался исключительно для выполнения задач, по переброске живой силы и техники на расстояние до 10-13 тыс. километров. Задумывался этот экраноплан под стать своему названию. Если бы удалось довести разработку, хотя бы до опытного образца, он бы стал самым крупным летальным аппаратом за всю историю человечества. Даже легендарный АН-225 «Мрия» – самый большой летательный аппарат в мире на сегодняшний момент и в подметки бы не подошел экраноплану Pelican ULTRA.
КАСПИЙСКИЙ МОНСТР ВЗЛЕТЕЛ — ПЕНТАГОН ВЗДРОГНУЛ
Еще перед началом разработки, перед инженерами Boeing стала задача, какое транспортное средство проектировать и изготавливать для переброски войск – то ли грузовой военно-транспортный дирижабль крупных размеров, то ли сверхтяжелый самолет. Но в первом случае необходимо были сверхзатраты на обслуживание, во втором создание новой инфраструктуры по эксплуатации транспортного супер самолета.
Специалисты, конечно же, знали о советских экранопланах, которые показывали высокую эффективность в области военной транспортировки. Поэтому они высказались именно за создание экраноплана. После поступления заказа на разработку и соответствующего его анализа, инженеры Boeing утвердительно заявили, что такая машина может быть построена на базе существующих технологий уже к 2015 году, а к 2020 году планировалось начать ее эксплуатацию.
СОВЕТСКИЕ ИСПОЛИНЫ МОРЯ
Почему экраноплан мог бы быть самым большим летательным аппаратом? Все очень просто – он имел общую взлетную массу в 2700 тонн. Вес полезной нагрузки предполагалось довести до 1300 тонн. Это был действительно гигант. Размах крыла у него мог бы составить 152 метра. Это не был экраноплан в чистом виде. Специалисты Boeing посчитали, что при такой массе создать чисто морской вариант экраноплана невозможно.
СПАСИТЕЛЬНЫЙ ЛУНЬ
Аппарат мог бы использовать экранный эффект в процессе полета. Взлет Pelican ULTRA мог осуществлять исключительно с взлетно-посадочной полосы, размеры которой были бы не меньше 2200 метров. Взлет с водной поверхности, как это могли делать советские экранопланы, американский аппарат выполнять не мог. Более того, посадка также должна была осуществляться на ВПП. Экранный эффект позволял аппарату спускаться на малые высоты (до 10 метров) и незамеченным преодолевать ПВО вероятного противника. Также проектом экраноплана Pelican ULTRA предусматривалась возможность ухода с экранного эффекта, подъем на высоты до 6000 метров и продолжение полета в качестве самолета с превосходными летными характеристиками.
После некоторых уточнений, инженеры копании выработали оптимальный вариант полета для экраноплана. Основная концепция полета была следующая – экраноплан должен был взлетать с ВПП, переходить на полет на малые высоты, т.е использовать экранный эффект, а перед посадкой опять набирать высоту, чтобы приземлиться на ВПП. Такой вариант позволял бы получить самую максимальную эффективность полета, в виду отключения работы двигателей на малых высотах.
После того, как в 2002 году был разработан технический проект, и специалисты компании готовились его реализовывать в 2003 году путем изготовления макета, после замечательных отзывов, неожиданно, в 2003 году, фирма Boeing выступила с заявлением о прекращении работ по экраноплану Pelican ULTRA.
Что заставило прекратить работы по этому проекту компанию, точной информации до сих пор нет. Высказывалось две версии. Первая – это, проект оказался суперуспешным, и Министерство обороны США заставило компанию засекретить все работы. Но наиболее вероятной считается вторая версия – компания столкнулась с неразрешимыми техническими и технологическими проблемами. В любом случае факт остается фактом – проект создания самого крупного и тяжелого летательного аппарата за всю историю человечества так и не был реализован.
март 2015. Евгений Агеев для Новости 94