ЯГ-4 и ЯС-1: на фронте второй пятилетки
С чужим «сердцем»
ЯГ-4 грузовой автомобиль с полезной нагрузкой 5 тонн. Выпускался на Ярославском государственном автозаводе, потому и получил не хитрое обозначение. Во многом он был схож с предыдущей моделью ЯГ-3, но двигатель на эту машину устанавливался от ЗИС-5. Улучшить динамические характеристики это не помогло, мощности всё равно не хватало.
Тем не менее этих машин изготовили достаточно много, свыше 5000 штук. ЯС-1 был таким же грузовозом, но с кузовом типа самосвал. Их произвели в гораздо меньшем количестве 573 единицы. Оба этих грузовика по своей консервативности превосходили любые другие советские машины, включая ГАЗы и ЗИСы. Объясняется это тем, что Ярославское предприятие обладало не столь широкими возможностями. Провести глубокую модернизацию базовых моделей там было попросту невозможно.
Основой конструкции ЯГ-4 была рама на лонжеронах из прокатного швеллера. Но наиболее характерной чертой этой машины стал гул в заднем мосту при движении, поскольку шестерни главной передачи на заводе не шлифовались. Управлять же десятитонным грузовиком было куда сложнее, чем машинами того же Горьковского автозавода. Несмотря на приличных размеров рулевое колесо, крутить такую «баранку» ежедневно было дано не каждому, так это требовало очень больших усилий. Механическими тормозами были оснащены только колёса задней оси, так что остановить гружёную махину тоже было нелегко.
Охлаждение двигателя получилось столь недостаточным, что инженерам пришлось сделать в верхней части капота лючки. Их следовало открывать в жаркую погоду, дабы мотор не «закипел». Всё дело оказалось в смещении оси вентилятора охлаждения ниже относительно радиатора, который изготовлялся из латуни и весил куда больше аналогичного на современных машинах.
Первый в СССР
Самосвал ЯС-1 имел в основе такую же раму, но немного усиленную в задней части. Кузов был всё так же деревянный (ЯАЗ не мог себе позволить изготавливать металлические кузова) и только изнутри обшивался листами стали. Конструкция грузовой платформы в целом была тяжела и недолговечна. Обшивка быстро изнашивалась, доски ломались. В общем, самосвал получился, по качеству ниже, чем средний. Но это первая подобная техника в Советском Союзе.
Вторая пятилетка требовала всё больше и больше специальной техники. Поэтому уже в начале 1935 года ЯС-1 запустили в серийное производство. Инициатором создания и серийного производства первого советского самосвала стал комиссар тяжелого машиностроения Григорий Константинович Орджоникидзе. К работе над принципиально новой в то время по своему назначению машиной подключились и сотрудники НАТИ.
В результате на свет появился четырёх тонный грузовик, который при всех своих недостатках стал родоначальником таких моделей как известные нам МАЗ и КрАЗ.В дальнейшем конструкция ЯС-1 совершенствовалась в автомобилях ЯС-3, ЯС-6 и более позднем ГАЗ-410. На шасси ЯС-3 строились и другие образцы техники, вроде пожарных машин и автобусов.
Более поздними моделями произведенными на Ярославском заводе ЯГ-10 и ЯГ-12 комплектовались автомобильный части РККА.
январь 2015. Костин Константин Александрович для Новости 94
Как Вы пишите в статье, машины «получились не удачными», но это не правда! Для молодой советской республики это был прорыв! До них все возили на телегах. Конечно с точки зрения современных грузовиков и самосвалов они отставали, но по тем временам… Все познается в сравнении, а в сравнении с телегой любой грузовик это космический шатл