Ярославский автомобильный завод и его прошлое
В начале двадцатого века осуществлялась специальная программа по развитию автомобильной отрасли, и одним из промежуточных результатов её воплощения стало основание автозавода в Ярославле. Изначально он должен был выпускать и грузовики, и легковушки (общим количеством не менее семисот штук в год). Тогда подобные показатели для автомобильной промышленности считались довольно выдающимися.
В 1915 г. началось строительство автозавода, на котором планировали собирать копию английской модели под маркой «Лебедь» — в честь организатора (это должны были стать грузовики вместимостью кузова полторы тонны). Предполагалось, что производиться станут как собственно грузовые, так и санитарные автомобили. Но до конца первой мировой войны успели выпустить только одну-единственную машину. Организатором производства на раннем этапе выступил В.А.Лебедев, один из первых лётчиков в нашей стране, между прочим. Потребовалось ещё несколько лет, прежде чем в 1925 г. Ярославский завод достиг существенного успеха. Создан грузовик Я-3 (я – понятно, а цифра обозначала количество тонн возимого груза).
С 1928 по 1932 гг. на предприятии происходил бурный рост, одно лишь общее количество сотрудников практически упятерилось. И именно здесь впервые в нашей стране освоили серийный выпуск большегрузных самосвалов. На смену Я-3 создали Я-4, затем и Я-5 (эти образцы неразрывно связаны с именем главного конструктора завода В.В.Данилова).
Кроме увеличения грузоподъёмности, ставили иногда усиленные моторы и КПП такие модификации отмечались литерой «Г», например ЯГ-4. Самосвалы отличались по литере «С» первым самосвалом выехавшем из ворот завода стал ЯС-1, троллейбусы обозначались «ЯТБ», автобусы – «ЯА». Помимо транспортных средств, выпускались в Ярославле также запасные части.
В тяжелые годы Великой Отечественной войны Ярославские автомобилестроители как и весь Советский Народ «ковали Победу» под традиционным лозунгом «Все для фронта, все для Победы». С конвейера сходили мощные артиллерийские тягачи Я-11, Я-12, Я-13.
Последующий этап развития автозавода, понятное дело, был теснейшим образом связан с производством специальных автомобилей (гусеничных тягачей). Но в основном развитие предприятия пришлось уже на послевоенный период. Так, с 1948 г. был освоен выпуск трёхосных двенадцатитонников, на которые ставили дизельные моторы местного же производства (которые поставлялись, впрочем, и на иные автозаводы). А ещё через несколько лет произошёл окончательный переход к выпуску трёхосных машин.
Сотрудничество Ярославцев с НАТИ (НАМИ) вылилось в производство экспериментальных моделей грузовых машин на паровой тяге НАМИ-012. В 1949 году со стапелей завода сошли первые два паромобиля созданные на шасси ЯАЗ-200 и отправились на испытания за полярный круг, где показали высокую работоспособность на морозе ниже -40С с общим пробегом 42 000 км.
В 1959 г., в свою очередь, от трёх осей отказались, но теперь не стали выпускать транспорт, сосредоточившись на одних только дизельных двигателях (как скромных, менее двухсот сил, так и выдававших около восьмисот лошадей). Наряду с ними, освоили производство других запчастей моторного ряда, таких как коробки и сцепления.
Через десять лет ЯМЗ стал уже очень мощным предприятием, и именно его назначили в качестве лидирующего звена производственного объединения «Автодизель».
С 1973 по 1980-й годы выпускался мотор ЯМЗ-840, а чуть позднее появились двигатели К-700 и К-701, которыми оснащали трактора марки «Кировец». На «Автодизеле» сконцентрировалось производство моторов почти для всех тяжёлых колёсных автомобилей того времени, а также для комбайнов, автокранов и так далее. В 1993 г. «Автодизель» был акционирован (превратившись в ОАО). Несмотря на переживаемые тогда трудности, развитие предприятия продолжилось. В частности, удалось освоить производство двигателей для стратегических комплексов «Тополь», а уже в новом тысячелетии к ассортименту ярославской продукции добавились электрогенераторы и силовые установки.
Осуществляются разработки (и постепенный ввод в эксплуатацию) двигателей с увеличенным уровнем экологичности. По количеству собираемых дизелей различных типов и форматов, машинных агрегатов к ним (коробок, запасных частей, сцеплений), стационарных механизмов на базе дизельных двигателей «Автодизель» прочно держит одно из первых мест в России. В результате сотрудничества с иными предприятиями нашей страны и Белоруссии продукцией корпорации оснащается не менее трёх сотен модификаций транспортных и других машин, включая карьерные самосвалы.
Одним из последних достижений фирмы является дизельный двигатель ЯМЗ-530, полностью отражающий требования стандарта Евро-4 с перспективой усовершенствования до экологических норм пятого и шестого поколения. Впервые почти за четыре десятилетия в нашей стране налажен выпуск двигательных агрегатов на уровне, не отстающем от планки, достигнутой самыми продвинутыми зарубежными производителями. Это относится не только к получаемой продукции, но и к используемой в её изготовлении промышленно-технологической базе. В разработке «пятьсот тридцатых» очень активное участие приняли конструкторы из Австрии, что позволило внедрить наиболее совершенные инженерные ходы. Несмотря на уменьшенную, в сравнении почти со всеми аналогами, потребность в топливе, крутящий момент и достигаемая мощность, напротив, существенно возросли. В качестве перспективного направления, прорабатываемого сейчас, выступает усиление экологичности собираемых моторов путём перевода основных модификаций на газовое топливо. При этом базовые качества исходных моделей (надёжность и потребительские достоинства) останутся непоколебимыми.
июль 2015. Хренова Екатерина Николаевна для Новости 94
Читайте пожалуйста интересные статьи по этой теме:
Грузовые автомобили СССР
ЯГ-10 АВТОМОБИЛЬ-ВЕЗДЕХОД!
ЗИЛ-Э167 – ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНЫЙ ВЕЗДЕХОД ИЗ ШЕСТИДЕСЯТЫХ
АВТОМОБИЛИ КАМАЗ: ИСТОРИЯ РАЗРАБОТКИ, ФАКТЫ И МНОГО ДРУГОЕ
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ АВТОМОБИЛЕЙ КАМАЗ СЕМЕЙСТВА МУСТАНГ. МОДЕЛИ 6350/63501/6450
РУСЛАН И КАМАЗ
Похожие Записи
2 ответов на Ярославский автомобильный завод и его прошлое
« ЗиЛ-Э167 – экспериментальный вездеход из шестидесятых ЯГ-10 Автомобиль-Вездеход! »
Умели работать наши Отцы и Деды в советское время, как в песне «в области балета мы впереди планеты всей, перекрывали Енисей…»
История! Я там работал в молодости слесарем и сварщиком, читал с интересом, даже слеза упала!