Сапер — без страха и печали
Минные тралы – это военные машины, способные передвигаться по территории и обязательно имеющие мощную броню. Предназначение у этих военных машин необычное: они призваны не убивать и калечить а наоборот спасать и сохранять, активировать установленные мины для того, чтобы солдаты и менее защищенная техника не стали жертвами саперов и подрывников противника. Тралы часто передвигаются перед колонной в особо опасных местах, либо прокладывают путь заблаговременно.
Существование таких машин стало лишь вопросом времени, когда были изобретены первые боеспособные танки с мощными двигателями. Выпуск подобных моделей ведется до сегодняшнего дня, так как минные поля как один из методов ведения боевых действий, не только никуда не исчезли, напротив получили еще большее развитие, кроме противопехотных мин (международная конвенция об отказе от противопехотных мин — Оттавский договор, запрещает использование. Первой страной свободной от противопехотных мин стала Руанда. К сожалению Оттавский договор не ратифицирован большинством ближневосточных стран а также Индией, Пакистаном, Россией, США и КНР).
Одним из наиболее распространенных и современных представителей саперов-вездеходов является Aardvark JSFU. Машина выпускается в Великобритании с начала 2000-х и поставляется в ряд стран-союзников по НАТО в небольших количествах. Общий тираж минных тралов этой модели не превышает тысячи штук, ведь востребованность в подобного вида технике возникает далеко не всегда. Машина имеет длину более восьми метров (в разложенном состоянии) и около семи – при перевозке.
Наши Российские саперы
МУРОМТЕПЛОВОЗ ПОДКОВАЛ ЖУКА РАЗВЕДЧИКА
ПЕРЕСОРТИРОВКА ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧА С ПОМОЩЬЮ ТУЧИ
По своей сути, Aardvark JSFU является обычным трактором с повышенной проходимостью и мощной броней сбоку и на днище. Боевая масса устройства составляет около полутора десятка тонн. Конструкция Aardvark JSFU – полугусеничная, колеса также выполнены с учетом потенциального воздействия мощных зарядов. Во время прокладки пути трал движется задним ходом, а кабина, пусть и имеет солидную защиту, вынесена подальше от комплектующих, которые активируют заряды. Основным элементом машины является бойковый минный трал – набор из почти сотни вращающихся цепей, снабженных ударными элементами. Прочность и масса трала подобраны таким образом, чтобы наверняка активировать мину и вызвать ее взрыв. Профиль днища имеет форму, аналогичную букве V – так защита от вертикального и горизонтального поражения будут максимальными. Толщина стекол в кабине экипажа составляет почти 6 сантиметров – их не пробьет даже крупный осколок мины. При необходимости, Aardvark JSFU снабжается пулеметом калибра 7.62 мм, но в большинстве случаев оружия не несет.
Управление тралом осуществляется с помощью поворота колес, а также за счет торможения одной из гусениц. Угол поворота нестандартный, что позволяет 8-метровой машине легко развернуться на пятачке диаметром 9 метров. Само собой, имеется гидростатический усилитель рулевого привода – Aardvark JSFU, по задумке, должен иметь хорошую управляемость и эта задача конструкторами выполнена отлично. На данный момент устройство используется Великобританией, Ирландией, Канадой, США, Францией и другими союзными государствами. Разработка оказалась настолько удачной, что на Западе даже развитые страны отказались от создания собственных машин и закупили Aardvark JSFU у Великобритании в необходимом им количестве. Машины применяются при разминировании в Ираке, Афганистане, на Фолклендских островах и в других точках, где ранее проходили боевые действия. К сожалению в Сирии Английские полугусеничные саперы пока не замечены.
апрель 2016. Евгений Агеев для Новости 94