Полноприводный мотоцикл KTM 990 Adventure 2WD Projekt DT-A Швейцарского инженера Гвидо Коха

AWD Мотоциклы. Век ХХI, итог.

Апр 5 • Вездеходы России, Гражданские Вездеходы, Зарубежные Вездеходы, Мотовездеходы, На колёсах, Спорт и Отдых • 190 Просмотров • Комментарии к записи AWD Мотоциклы. Век ХХI, итог. отключены

Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2

AWD Мотоциклы. К концу ХХ века начинают вырисовываться.

2004

Лучше поздно, чем никогда…

Мысли Яна Дрисдеила (Ian Drysdale) от Австралии до старушки Европы доходили долго, но все же дошли. И две крупнейшие мотостроительный компании, независимо друг от друга, ввязались в битву по созданию AWD байка в классе эндуро. Австрийская КТМ и Шведское отделение Ямахи решили использовать только половину (а точнее треть) разработки Дрисдеила, обеспечив гидравлическим приводом переднее колесо. Сооружение такой конструкции подкупает не сколько, простотой передачи энергии, сколько простотой самой конструкции.

Для КТМ разработкой прототипа занимался Швейцарский инженер-механик Гвидо Кох по заданию руководителя проекта Вольфганга Фельбера. Оставив почти все элементы мотоцикла, Гвидо разработал гидронасос, приводимый в действие второй звездочкой, гидромотор на переднем колесе и систему РВД (рукавов высокого давления).

Yamaha WR450F 2-Trac пошла путем короче, использовав готовую гидравлическую систему для привода переднего колеса от Ohlins, очень похожую на ту, которую KTM опробовал на своем прототипе 2WD. Yamaha выпустила ограниченную серию WR450F 2-Trac и не остановилась на этом, признав эксперимент удачным. А удачным его признали по факту участия Yamaha WR450F 2-Trac в ралли Париж-Дакар под управлением Давида Фретиньи, выступившего более чем достойно, учитывая отсутствие опыта в ралли Дакар и дополнительных 11 кг к массе снаряда (спортивного), опытные люди знают, что даже 3-5 кг уже критичны для таких машин. На протяжении нескольких лет с такой же гидроустановкой для 2WD в Ямахе провели пробы на ряде других моделей, вплоть до высокопроизводительно Yamaha YZF-R1.

Как всегда, бывает с любой новинкой, систему привода на два колеса пилоты ставили под сомнение, но после, «раскатавшись» не скупились на похвалы за ее производительность и дополнительную безопасность, которую она обеспечивала, особенно на мокрых и скользких покрытиях.

2008

И снова КТМ, лидер в зачете Дакара и других гонок идет на опережение. Теперь в его конструкторском бюро работают над полным приводом с гибридным электрическим принципом изобретенным Майклом Фарадеем (если кто не знает, он изобрел электродвигатель).

Используя стандартный привод на заднее колесо, Вольфганг Фельбер устанавливает генератор и АКБ повышенной мощности направив электроэнергию к переднему мотор-колесу. Для синхронизации работы механического и электро — приводов Инженеры разрабатывают контроллер сопряжения скорости/регулировки. Все работы ведутся на топовом KTM 990 Adventure. Вы спросите почему именно его выбрали для электротяги? Ответ стоит на поверхности, ему проще всего принять на борт дополнительную массу большой батарейки, громоздкого генератора высокой мощности, и моторколеса, и мощности мотора хватает для вращения генератора.

Одновременно с самим КТМмом из Маттигхофена препарировать KTM LC8 990 Adventure (На верхнем фото к статье) начинает уже знакомый нам Гвидо Кох из Швейцарской Projekt DT-A. Идя тернистым путем цепного привода на оба колеса инженер упирается в кучу проблем. С ними первым столкнулся его Шведский коллега Эйнар Стормарк (Einar Stormark) в 1934 году (см. 1934). Время неумолимо, за 70 лет идеи инженеров мото индустрии шагнули вперед. Кох решает не усложнять систему привода, многочисленными редукторами используя разработку SUZUKI NUDA 1986 года, заменив традиционную вилку одноруким маятником переднего колеса обеспечив ход в великолепные 280 мм. Про усложнение рулевого управления мы напишем в отдельной статье, посвященной этому мотоциклу. Ведущую звезду разместили на оси крепления однорукого, а привод на нее организовали через треугольный редуктор третей цепью. Всего через 10 лет,  Швейцарский «нож» был готов и доставил большое удовольствие не только команде Гвидо Коха но и всем кто посетил выставку IMOT 2018 года в Мюнхене.

2015

Мото-тюнинговая компания Вандерлих из Графства Ринген не любит заниматься чем-то кроме БМВ. Очевидно, так хочется Франку Хофману или его принудили, мы не знаем, но гибрид Wunderlich 2WD BMW R1200GS можно посмотреть у них в выставочном зале.

Суть проста. Ребята взяли обычный BMW R1200GS и поставили в переднее колесо мотор на 10 Квт. Это если коротко. Более длинно в отдельной статье через неделю.

AWD Мотоциклы. Гибрид Wunderlich BMW R1200GS 2WD
AWD Мотоциклы. Гибрид Wunderlich BMW R1200GS 2WD

В это время пока Немцы возились со стоковым БМВ, Японцы строили новый мотоцикл, и кто Вы думаете? Правильно, Ямаха…

Развитие технологий аккумуляторных батарей привело многие компании к производству электрокаров и электробайков. Велосипедами со вспомогательным электроприводом уже никого нельзя удивить. В Москве доставщики пиццы и других гамбургеров уже порядком утомили и пешеходов, и водителей, и ДПС. С мотоциклами все сложнее, их нужно сертифицировать для дорог общего пользования. Но это лирика…

Итак Yamaha PES2 (Passion Electric Street – Страстная Электрическая Улица, если дословно), сделан на базе электрического мопеда PED2. Основной электродвигатель под названием Yamaha Smart Power Module, дополнили моторколесом спереди и из мопеда получился мотоцикл в классе Мото 2 (125 см.куб), как теперь просто стало заниматься тюнингом! Что на взрослом БМВ 1200 поставил электромотор и пожалуйста 176 лошадей стали 190 лошадьми, мопед стал мотоциклом?

Куда… Катится… мир?

А Россия? Где Россия?

Неужели бросили строить мотоциклы? Нет не бросили, правда со времен Можарова-Когана-Лутса мало что изменилось, я касательно копирования. На сегодня все производимые мотоциклы с 2WD приводом ни что иное как копия Американского РОКОНа. Моделей много, строятся в основном на базе Китайских комплектующих и похожи друг на друга как та китайская группа туристов, что просила Вас сфотографироваться на Красной Площади около Мавзолея Ленина. Есть пара производителей, использующих силовые установки именитых брендов, но изготовленных в поднебесной.

Могу предположить, что все они являются китайскими изделиями целиком, ввозятся в Россию как машинокомплект для целей удешевления таможни, а производятся под отечественными названиями для маркетинга.

Поэтому особенно не буду рассказывать о них по отдельности, но предложу прочитать статью «AWD Мотоциклы. Рабочий ослик ROKON Trail-Breaker для фермера и солдата. «Дедушка отметил 60 лет» и если Вы найдете пять отличий у Китайских копий, то я вышлю Вам пачку печенья к чаю.

Исходя из вышесказанного в трех статьях смею сделать вывод: имея сегодня меньше преимуществ и много недостатков, Мото 2WD — это рынок, на котором есть бесконечные возможности для изучения и развития. Некоторые производители работают над своими электрическими версиями, другие будут идти по пути гибридных технологий, Рокон и Кристи продолжат выпуск традиционной механики и это замечательно.

Жизнь не останавливается

Помню пожилого, очень пожилого дедушку на выставке Мото Парк в 2008 году с большим удовольствием рассматривающего мотоновинки и восхищавшегося современными мотоциклами.

Мы разговорились с ним. Юрий Николаевич Липатов показал свои выцветшие, черно-белые фотографии, где он, кавалер медалей «За отвагу» и «За Взятие Вены» 15 летний!!! мальчик сидит на трофейном DKW RT125 на фоне здания парламента в Вене, полученным в подарок (к медали) от командира дивизии. Но Юрий Николаевич уже тогда мечтал о Харлее, сказал, что Валуи были надежней Индейцев (так называли «Индиан»), «Велосетт» и «Матчлессов» (два последних это английские). А немецкие трофейные они не уважали, хотя те и были отличными машинами. На DKW RT125 он вернулся домой в родное Подмосковье. На другой фото сделанной уже в СССР в подмосковной Валентиновке у него Нarley Davidson WLA-42, который он выменял у другого фронтовика на тулуп, трофейный немецкий нож, валенки и две бутылки водки. К сожалению, мы не догадались переснять эти легендарные фотографии. Почетного, Героического, Дедушку-Байкера СССР приглашали к себе на всех стендах, от водки и коньяка, он отказывался, очень извиняясь (по здоровью) а вина немного выпил, конечно «За Победу!» и «за мотоциклы».

Вы спросите к чему это я про дедушку с 65 летним мотостажем? Так это к тому, что жизнь продолжается, обновляется и Юрий Николаевич тому великолепное подтверждение, его реакция, он на выставке не прикасался к мотоциклам, он их гладил, гладил рукой, глазом, душой.

апрель 2021. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »