Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда.

AWD Мотоциклы. «Все для фронта! Все для победы!»

Мар 31 • Зарубежные Вездеходы, Мотовездеходы, На колёсах, Советские Вездеходы, Спорт и Отдых • 91 Просмотров • Комментарии к записи AWD Мотоциклы. «Все для фронта! Все для победы!» отключены

Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2

Продолжение статьи: AWD Мотоциклы. Начало века 20-го.

1939-1942

Во время Второй Мировой войны Немецкий вермахт в 1939-1940 году получил по 50 экспериментальных машин Zundapp KS750 и BMW R 75 (унифицированных друг с другом более чем на 65%) с приводом на колесо коляски и это стал первый действительно массовый мотоцикл с колесной формулой >1. С 1941 года оби модели сначала отправлялись армии Роммеля в желтом камуфляже на Африканский фронт, а с 1942 года и на восточный фронт, всего за годы войны изготовили почти 40 тысяч мотоциклов ставших основными мотоциклами захватчиков.

Итальянская мотоколяска Gilera Marte с силовой установкой 500 см.куб тоже отметилась в России в основном на Крымском полуострове у Румын, однако из-за малой мощности плохо приживалась в войсках и как трофей мало интересовала.

Янки не хотели отставать и построили Harley-Davidson XS с не типичным оппозитным двигателем 750 кубатуры и колясочным приводом, правда все ограничилось тремя прототипами.

1943-1945

Для Победоносной Красной Армии также разрабатывались мотоколяски с формулой 3х2. Два опытных образца модели ТМЗ-53 с литровым мотором изготовили на Тюменском Мотозаводе и один под маркой М-73 на базе Военной академии им. Сталина. ТМЗ-53 оказались более удачными за счет большого мотора могли буксировать орудие 45-мм и даже 76-мм, но ни один ни другой в серию не попали.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Минометный взвод на мотоциклах М-72 ведет огонь по противнику
Несмотря на полное превосходство в технике включая высоко-проходимые Цундапы и БМВ, Советские Победители Въехали в Берлин на моно приводных М-72 и нескольких Валуях (так называли Harley-Davidson WLA-42) полученных по ленд-лизу.

1949-1951

В СССР на Ирбитском заводе высокой государственной комиссии представили опытный И7Д несший в себе доработку Военной академии им. Сталина 1943 года М-73 (см. выше 1943). Основные усовершенствования вылились в установку демультипликатора, но мощности все равно не хватало. Несмотря на недостаток 22 сил опытная партия поступила в войска для всеобщего тестирования в условиях приближенных к боевым.

1952-1964

К работам по изготовлению военного заказа подключились инженеры КМЗ (Киевского Мотозавода). Путь оказался долог и тернист, только в 1964 году Советская Армия получила долгожданного проходимого коня МВ-750 изготовленного на базе полу-гражданской версии с моно приводом К-750М.

1958

«Назад в будущее», возвращает нас Американский инженер-изобретатель Чарльз Фэн с реальным воплощением своего изобретения в жизнь под названием Trailbreaker способного взбираться на склон под углом 60 градусов или заехать в кузов грузовика без каких либо подставок или пандусов.

ROKON Trail-breaker Американского инженера-изобретателя Чарльза Фэнэ выпускается более 60 лет

В этой разработке удивительно другое, за 60 лет производства конструкция самого мотоцикла не поменялась и сегодня производится под маркой Rokon. В США уже в 70 годах разработку Чарлиза Фена использовали все, от Армии до лесных хозяйств и золотоискателей. Простота конструкции подкупает сама собой и до боли напоминает упрощенную версию REX 1370 Эйнара Стормарка (Einar Stormark) выпущенную в 1934 году (см. 1934). Более того, сегодня у этой идеи много последователей, как в Китае, что собственно не удивляет, так и в России. Современные Rokon Trail-Breaker (теперь название пишется через тире) дооснастили гидравлическими тормозами, установили современный двигатель Kohler, создали кучу дополнительного оборудования и даже научили плавать, сохранив главное – принцип привода = надежную конструкцию.

1967

В это время в СССР по прошествии 3-х лет разработали новую (точнее доработали старую) силовую установку уменьшив объем МВ-750 на 100 кубиков, но увеличив мощность и крутящий момент до 36/48 соответственно. За счет внесенных изменений новорождённый МВ-650 поправился на 15 кг в отличие от старшего брата и стал весить 360 кг снаряженной массы получив блокировку дифференциала.

Все эти годы начиная с 1949 Ирбитский завод выпускал «гражданские» версии М-72. Их в основном получали Милиция, ОРУД (ГАИ), Рыбоохрана, реже Лесничества и Леспромхозы.

Советская Боевая, Гражданская и Спортивная мотолегенда. Кроссовый мотоцикл М-72К
Большое значение в СССР уделялось развитию спорта, для мотокросса двигатели форсировали, увеличивали объем, меняли передаточные числа КПП, дорабатывали тормоза, экспериментировали с топливом и т.д. Купить мотоцикл могли и простые граждане, но только списанные, уставшие машины у перечисленных выше служб.

1972-1977-1981

Только в конце 70-х после унификации Урал-4 с Днепром-2 в 1972 году появились первые счастливцы (имеются в виду перечисленные службы) получившие опытные экземпляры, выпущенные ограниченным тиражом. В реальности, только с 1977 года гражданское население с появлением Днепр-12 — полной копии армейского МВ-750 смогло радоваться повышенной проходимости 2WD привода.

После Олимпиады-80 гражданам предложили и демилитаризованную версию МВ-650 под названием Днепр-16 лишив его блокировки дифференциала.

Продолжение следует: AWD Мотоциклы. К концу ХХ века начинают вырисовываться.

март 2021. Евгений Агеев для Новости 94

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »