AWD Мотоциклы. К концу ХХ века начинают вырисовываться.
Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2
1980-1991
Объединяю целое десятилетие, потому что его действительно заняли Су…дзуки Японцы.
С начала 80-х Suzuki активно занялась строительством концептов и внедрением новых идей. В какой-то момент Мотособществу показалось, что именно Suzuki может стать той фирмой, которая совершит большой шаг и попытается вывести 2WD в массы.
Токийский автосалон 1985 года рукоплескал Suzuki Falcorustyco сделанного против всех традиционных законов мотостроения. (На фото сверху: Полноприводный Suzuki Falcorustyco, 1985 безрамный, бензо-гидравлический гибрид с двигателем RG500 Gamma)
Раму убрали за ненадобностью, передний и задний рычаги подвески установили прямо на четырехцилиндровый двигатель водяного охлаждения RG500 Gamma. КПП заменили на гидронасос, передачу на шланги высокого давления, привод на гидромоторы переднего и заднего колеса. Тормоза — электромагнитные, подвеска — электрическая. Рулевая ступица также с гидроприводом. Казалось-бы, остановились? А нет, следом за Фалкорустико поехала Нуда…
1986 год ознаменовался появлением самого известного концепта компании — Suzuki Nuda. Suzuki Motor Corporation из Хамамацу отказалась от гидропривода, но использовала моно маятники на переднем и заднем колесах как в прошлый раз. Передачу энергии осуществили валами идущими прямо из коробки передач. Мотоциклу сильно ограничили угол поворота руля, но ведь на таких байках рулем и не крутят, это же не тихоходный эндуро, а для шоссейно-кольцевых гонок 20 градусов более чем достаточно. Силовая установка от GSX-R750 и одновременная тяга на обоих колесах позволяла развивать скорость в 280 км/ч даже на мокром круге.
В 1991 году Suzuki Motor показала на Токийской выставке целую серию полноприводных концептуальных мотоциклов, все три использовали одинаковую технологию. Это были утилитарный XF4, XF425 Гадкий утенок (оправдавший свое название) и эндуро XF5.
На «утенке» использовали четырех тактный 250 кубовый силовой агрегат водяного охлаждения, дисковые тормоза, переднюю маятниковую вилку, АКПП, спаренный головной свет и другие новшества того времени.
«Пятый» XF оборудовали 200 кубовым двухтактником и автоматически подключающимся передним колесом в случае потери тяги или пробуксовке на заднем – разве это не прорыв?
Система привода Suzuki на переднее колесо осуществлялась одинаково на всех моделях и включала телескопический приводной вал, спускающийся перед левым пером вилки, который, в свою очередь, приводился в действие цепной системой, которая передавала мощность от двигателя к раздаточной коробке, расположенной на нижней траверсе. Сложно? По моему нет, этот принцип предлагали американцы в начале века (см 1914-1915…), а частично реализовал Эйнар Стормарк (Einar Stormark) в 1934 году (см. 1934).
1990
Одновременно с Японцами в 1989 году идеей создания 2WD озадачился Австралийский еще студент Ян Дрисдеил (Ian Drysdale) наиболее известный в наше время как основатель и владелец Drysdale Motorcycle Company из Спрингвела – строитель сверх мощных мотоциклов с двигателями 750 – 1000 см.куб и компоновкой мотора V8!
Посетив Токийский автосалон Ян вдохновился решением Судзуки Фалкорустико и решил строить лучше и/или интересней.
Drysdale Dryvtech 2x2x2 – тут нет ошибки, 2х2 означают в первую очередь формулу поворота обоими колесами, а следующие х2 означают систему полного привода. Мы обязательно рассмотрим это гидрочудо подробнее немного позднее.
Это конечно не уникальная концепция привода, однако концепция рулевой схемы впечатляет, в обоих случаях применена гидравлика высокого давления. К сожалению, принцип примененный Suzuki в 1985 и Дрисдеилом в 1990 не получил должной оценки предпринимателей, или действительно не имел коммерческого потенциала. Однако, как и любое другое смелое инженерное решение оно не могло быть забыто хоть и не применено в полном объеме. Так в 2004 году Yamaha и KTM (по отдельности) использовали гидравлику для привода переднего колеса, но об этом позднее.
1999-2002
Филадельфия, штат Пенсильвания, США. Стив Кристини (Stiv Christini) патентует свое решение AWD привода на двухколесном транспорте в классе эндуро-кросс в 1999 году. Появляется небольшая компания Christini предлагающая комплекты для переоборудования Honda и KTM.
Рама мотоцикла Christini 450AWD, система привода переднего колеса, хорошо виден кожух первичной цепи, и телескопические валы вдоль перьев вилки, а также редуктор переднего колеса. Привод на валы спрятан в нижней траверсе
Используя цепной привод от дополнительной звездочки на валу отбора мощности, крутящий момент передается на редуктор, от редуктора карданным валом переходит в рулевой блок, здесь снова редуктор и сложный узел нижней траверсы, распределяющий вращение через две цепи на телескопические валы, идущие вниз перед перьями амортизаторов к редуктору колеса. Сложно! Но этот принцип работает. Современные высокотехнологичные материалы способствуют повышению надежности всех пяти редукторов (два на колесе и по одному в нижней траверсе, рулевой ступице, под левой ногой пилота)
С 2002 года Стив начинает производство полноценных мотоциклов используя донорские агрегаты Gas Gas для двухтактных эндуро и Китайские для четырехтактных. С 2019 производят Christini 450AWD используя задушенную (мотоцикл для гражданского применения, не спорт) китайскую копию Honda CRF450X 2005 модельного года (выпускался по 2016) от компании Asia Wing, но кто хочет мощности и надежности тем по-прежнему предлагаются комплекты для Honda и KTM.
Продолжение следует: AWD Мотоциклы. Век ХХI, итог.
апрель 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« AWD Мотоциклы. «Все для фронта! Все для победы!» AWD Мотоциклы. Век ХХI, итог. »