AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Памятник к 130-и летию Петра Владимировича Можарова на площади перед Ижевским Мотозаводом

AWD Мотоциклы. Начало века 20-го.

Мар 29 • Вездеходы России, Вездеходы Фото, Зарубежные Вездеходы, Мотовездеходы, На колёсах, Производители Вездеходов, Спорт и Отдых • 2552 Просмотров • Комментарии к записи AWD Мотоциклы. Начало века 20-го. отключены

На фото вверху: Памятник к 130-и летию Первого Русского и Советского Инженера — создателя отечественных мотоциклов Петру Владимировичу Можарову на площади перед Ижевским Мотозаводом

Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2

Идея привода 2х2 не покидала умы инженеров и «Кулибиных» всех стран мира с момента появления мотоцикла как такового.

В России полно самоделок, да и не совсем самоделок, что в России, во всем мире инженеры экспериментируют с этим замыслом …

Основным и самым старым игроком на рынке полного привода двухколесных братьев остается Американская компания Рокон (Rokon), практически без изменений производящая мотоцикл 2WD с 1960 года.

Первые прообразы AWD железных коней мы также нашли в Американском Патентном ведомстве.

1913-1915

Георг Пэмер (Georg Pamer) 24 сентября 1913 года подал патентную заявку на конструкцию мотоцикла с полным приводом. Смысл разработки основан на передаче крутящего момента посредствам кардана под траверсу рулевой колонки, а далее через подвижные телескопические валы на зубчатую шестерню переднего подрессоренного колеса. Заднее колесо закрепленное жестко приводилось в движение по замыслу инженера прямым валом, через зубчатую шестерню. По схематичной картинке совершенно понятно, что мотоцикл не выпускался и остался только на бумаге, так как силовая установка изображена схематично и не имеет трансмиссии, а передать на прямую крутящий момент от коленчатого вала с технической точки зрения бессмысленно, но заявку приняли и признали патентом 18 августа 1914 года №1107990.

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Патент Георга Пэмера (Georg Pamer) №1107990 18 августа 1914 года
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Патент Георга Пэмера (Georg Pamer) №1107990 18 августа 1914 года

Артур Ёрди (Arthur Yordi) 18 мая 1915 года также получил патент №1,139,622 на мотоцикл с приводом на оба колеса. Единственным отличием от модели Георга Пэмера мы видим червячный привод на колеса. Также как у первого инженера нет предложения о размещении трансмиссии, просто схема привода валами на передний редуктор и задний червяк.

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Патент Артура Ёрди (Arthur Yordi) №1,139,622 18 мая 1915 года
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Патент Артура Ёрди (Arthur Yordi) №1,139,622 18 мая 1915 года

Найти хоть какое-то подтверждение выпуска этих стальных коней нам не удалось, предполагаю – его и не было.

В многострадальной России и старушке Европе концепция мотоциклов с приводом на два колеса появилась еще до Великой Отечественной Войны. Основоположником следует считать Русского и Советского инженера Петра Владимировича Можарова, воплотившего идеи 2WD и AWD привода в мотостроении.

1928-1929

Можаров П.В. в 1929 году построил одновременно несколько моделей мотоциклов (ИЖ-1, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) и четырех местный ИЖ-2 с приводом на заднее колесо и колесо коляски, дополнительное место разместили в багажнике бокового прицепа.

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО ИЖ-2
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО ИЖ-2

По мнению историков Советской Авто-Мото промышленности считается, что была изготовлена и модель ИЖ-2 или ИЖ-6 с полным приводом, то есть с ведущим передним колесом! Лишним подтверждением этому служат документы на двигатели. Так ИЖ-1 и ИЖ-2 имевшие идентичную 1200 см.куб силовую установку выпустили в единичных экземплярах как и другие модели мотоциклов для участия во Втором Всероссийском мотопробеге. Однако для всех мотоциклов двигатели были закуплены по одному, а двигателей Неандера 1200 закупили три, два из которых установили на ИЖ-1 и ИЖ-2, а третий, предположительно на ИЖ-2 с приводом как на коляску так и на переднее колесо, по другой версии он имел маркировку ИЖ-6. И еще, на модели ИЖ-2 двигателю обеспечили принудительное охлаждение за счет дополнительного вентилятора и защитных кожухов. Инженеры — историки считаю, что такое охлаждение требовалось только в случае значительной перегрузки двигателя одновременно со значительным уменьшением скорости, а это могло произойти только в случае передачи на переднее колесо. 24 сильный двигатель не мог испытывать температурные перегрузки из-за привода на коляску, Петр Можаров по образованию инженер теплотехник.

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Инженерно-Конструкторский коллектив Ижевского мотозавода
В первом ряду с лева на право А.В.Мурашенко, А.И.Скерджев, Н.А. Семашко, П.В.Можаров, С.И. Карзинкин. Во втором ряду Я.В. Коган, М.В.Лутс

Деньги на покупку в размере 35 тыс.рублей выделил «Автодор» в отчете которому и значатся перечисленные двигатели. Но полноприводный ИЖ-6 (ИЖ-2 AWD) не смог принять участия в мотопробеге Москва-Ленинград-Харьков-Москва, по двум причинам.

Первая: в связи с основной задачей, участие максимального количества моделей, до конца наладить которые к 25 сентября не успели и ИЖ-3, 4 и 5 проходили наладку по дороге на старт в Москву (заметьте, своим ходом) и во время мотопробега. ИЖ-6 AWD брать на пробег не стали из-за беспокойства, касательно слабости узла привода на переднее колесо, работавшего через цепь и карданный вал, проходивший под левой ногой водителя. Можаров беспокоился, чтобы все модели прошли пробег успешно, как собственно и произошло и напротив многие импортные мотоциклы, те же Неандера сошли с дистанции, не выдержав Российских дорог и их полного отсутствия (ничего не меняется в России за 100 лет).

Вторая: Дополнительным подтверждением существования мотоцикла с колесной формулой 3х3 является каталог участников с Нижегородской ярмарки 1929 года, где одним из экспонатов значится «проходимый мотоцикл ИЖ-2». И так как ярмарка проходила почти одновременно с мотопробегом, становится очевидным существование третьего мотоцикла с двигателем 1200 ИЖ-2 или 6. Почему мы считаем, что его номер ИЖ-6? Дело в том, что нами перечислены модели с 1 по 5-ю принявшие участие в мотопробеге, а выпуск первого серийного ИЖ-7 начался уже в 1933 году и между моделью ИЖ-5 и ИЖ-7 по логике стоит именно ИЖ-6 (но это всего на всего домыслы). Единственным найденным нами документальным подтверждением является именно каталог из Нижнего Новгорода. Что стало с полноприводной мотоколяской, к сожалению, не известно, никаких других упоминаний о ней не сохранилось, так же не известно куда делся мотоцикл с ярмарки.

Документы по всем моделям передали в НАМИ, а во время эвакуации 1941 года в вагон с архивом попала авиабомба и большая часть документов сгорела. Но важным и не менее весомым доказательством существования привода на переднее колесо является факт строительства полноприводных мотоциклов Самоделкиными-Кулибиными в разных уголках нашей необъятной Родины. Прямого доказательства такой факт не несет, но и нельзя не согласиться, что в разных уголках страны создавались полностью идентичные версии полноприводных мотоциклов на базе Уралов и Днепров, когда интернета еще не было. Скорее всего увиденная однажды идея переносилась из уст в уста, а уж Кулибиными всегда славилась Русь Матушка! (посмотрите фотографии внизу страницы)

К сожалению, ни один из перечисленных мотоциклов в серию не пошел.

В 1933 году выпустили первые модели ИЖ-7 – точной копии Л-300 или DKW LUXUS-300 за вычетом щитков, дистанционного декомпрессора и полноценных плоских подножек.

1934

В одиночном исполнении (условно, дабы его таким можно увидеть только в настоящее время в музейном комплексе Стокгольма) и первым в мире полноприводным мотоциклом, дошедшим до наших дней, могут гордиться Шведы. Эйнар Стормарк (Einar Stormark) в 1934 году на стапелях Maskinfabriken REX построил мотоколяску REX OEC 1370 с приводом на заднее и переднее колеса, однако байк никогда не использовался без бокового прицепа, поэтому его колесная формула выглядит как 3х2.

Шведский REX OEC 1370 пилот Бертольд Эрикссон (Berthold Ericsson) Легенды Мировой Мотокультуры
Шведский REX OEC 1370 пилот Бертольд Эрикссон (Berthold Ericsson) Легенды Мировой Мотокультуры

1936

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Участницы первого женского мотопробега 24 июля 1936 года Ижевск-Казань-Владимир-Ногинск-Москва
Участницы первого женского мотопробега 24 июля 1936 года Ижевск-Казань-Владимир-Ногинск-Москва

Французский Gnome-Rhone с моделью AX II к 1939 году выпусти почти 3000 мотоколясок 2WD.

1937-1938

Бельгийцы FN 12a SM (1937) и Gillet Herstal 720 AF крутящий момент от двухтактной силовой установки передавался цепью на заднее колесо а от него уже карданным валом к колесу коляски. За два года в Бельгии успели собрать 2000 экземпляров с той же колесной формулой.

Продолжение следует: AWD Мотоциклы «Все для фронта! Все для победы!»

март 2021. Евгений Агеев для Новости 94

AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 принцип
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 принцип
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 от Ковровского Палыча
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 от Ковровского Палыча
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 качественно
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 качественно
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 виден привод
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Урал AWD 3х3 виден привод
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Полноприводный Урал самоделкина
AWD МОТОЦИКЛЫ НАЧАЛА ВЕКА 20-ГО Полноприводный Урал Самоделкина

Похожие Записи

Комментарии закрыты.

« »