AWD Мотоциклы. Начало века 20-го.
Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2
Идея привода 2х2 не покидала умы инженеров и «Кулибиных» всех стран мира с момента появления мотоцикла как такового.
В России полно самоделок, да и не совсем самоделок, что в России, во всем мире инженеры экспериментируют с этим замыслом …
Основным и самым старым игроком на рынке полного привода двухколесных братьев остается Американская компания Рокон (Rokon), практически без изменений производящая мотоцикл 2WD с 1960 года.
Первые прообразы AWD железных коней мы также нашли в Американском Патентном ведомстве.
1913-1915
Георг Пэмер (Georg Pamer) 24 сентября 1913 года подал патентную заявку на конструкцию мотоцикла с полным приводом. Смысл разработки основан на передаче крутящего момента посредствам кардана под траверсу рулевой колонки, а далее через подвижные телескопические валы на зубчатую шестерню переднего подрессоренного колеса. Заднее колесо закрепленное жестко приводилось в движение по замыслу инженера прямым валом, через зубчатую шестерню. По схематичной картинке совершенно понятно, что мотоцикл не выпускался и остался только на бумаге, так как силовая установка изображена схематично и не имеет трансмиссии, а передать на прямую крутящий момент от коленчатого вала с технической точки зрения бессмысленно, но заявку приняли и признали патентом 18 августа 1914 года №1107990.
Артур Ёрди (Arthur Yordi) 18 мая 1915 года также получил патент №1,139,622 на мотоцикл с приводом на оба колеса. Единственным отличием от модели Георга Пэмера мы видим червячный привод на колеса. Также как у первого инженера нет предложения о размещении трансмиссии, просто схема привода валами на передний редуктор и задний червяк.
Найти хоть какое-то подтверждение выпуска этих стальных коней нам не удалось, предполагаю – его и не было.
В многострадальной России и старушке Европе концепция мотоциклов с приводом на два колеса появилась еще до Великой Отечественной Войны. Основоположником следует считать Русского и Советского инженера Петра Владимировича Можарова, воплотившего идеи 2WD и AWD привода в мотостроении.
1928-1929
Можаров П.В. в 1929 году построил одновременно несколько моделей мотоциклов (ИЖ-1, ИЖ-3, ИЖ-4, ИЖ-5) и четырех местный ИЖ-2 с приводом на заднее колесо и колесо коляски, дополнительное место разместили в багажнике бокового прицепа.
По мнению историков Советской Авто-Мото промышленности считается, что была изготовлена и модель ИЖ-2 или ИЖ-6 с полным приводом, то есть с ведущим передним колесом! Лишним подтверждением этому служат документы на двигатели. Так ИЖ-1 и ИЖ-2 имевшие идентичную 1200 см.куб силовую установку выпустили в единичных экземплярах как и другие модели мотоциклов для участия во Втором Всероссийском мотопробеге. Однако для всех мотоциклов двигатели были закуплены по одному, а двигателей Неандера 1200 закупили три, два из которых установили на ИЖ-1 и ИЖ-2, а третий, предположительно на ИЖ-2 с приводом как на коляску так и на переднее колесо, по другой версии он имел маркировку ИЖ-6. И еще, на модели ИЖ-2 двигателю обеспечили принудительное охлаждение за счет дополнительного вентилятора и защитных кожухов. Инженеры — историки считаю, что такое охлаждение требовалось только в случае значительной перегрузки двигателя одновременно со значительным уменьшением скорости, а это могло произойти только в случае передачи на переднее колесо. 24 сильный двигатель не мог испытывать температурные перегрузки из-за привода на коляску, Петр Можаров по образованию инженер теплотехник.
Деньги на покупку в размере 35 тыс.рублей выделил «Автодор» в отчете которому и значатся перечисленные двигатели. Но полноприводный ИЖ-6 (ИЖ-2 AWD) не смог принять участия в мотопробеге Москва-Ленинград-Харьков-Москва, по двум причинам.
Первая: в связи с основной задачей, участие максимального количества моделей, до конца наладить которые к 25 сентября не успели и ИЖ-3, 4 и 5 проходили наладку по дороге на старт в Москву (заметьте, своим ходом) и во время мотопробега. ИЖ-6 AWD брать на пробег не стали из-за беспокойства, касательно слабости узла привода на переднее колесо, работавшего через цепь и карданный вал, проходивший под левой ногой водителя. Можаров беспокоился, чтобы все модели прошли пробег успешно, как собственно и произошло и напротив многие импортные мотоциклы, те же Неандера сошли с дистанции, не выдержав Российских дорог и их полного отсутствия (ничего не меняется в России за 100 лет).
Вторая: Дополнительным подтверждением существования мотоцикла с колесной формулой 3х3 является каталог участников с Нижегородской ярмарки 1929 года, где одним из экспонатов значится «проходимый мотоцикл ИЖ-2». И так как ярмарка проходила почти одновременно с мотопробегом, становится очевидным существование третьего мотоцикла с двигателем 1200 ИЖ-2 или 6. Почему мы считаем, что его номер ИЖ-6? Дело в том, что нами перечислены модели с 1 по 5-ю принявшие участие в мотопробеге, а выпуск первого серийного ИЖ-7 начался уже в 1933 году и между моделью ИЖ-5 и ИЖ-7 по логике стоит именно ИЖ-6 (но это всего на всего домыслы). Единственным найденным нами документальным подтверждением является именно каталог из Нижнего Новгорода. Что стало с полноприводной мотоколяской, к сожалению, не известно, никаких других упоминаний о ней не сохранилось, так же не известно куда делся мотоцикл с ярмарки.
Документы по всем моделям передали в НАМИ, а во время эвакуации 1941 года в вагон с архивом попала авиабомба и большая часть документов сгорела. Но важным и не менее весомым доказательством существования привода на переднее колесо является факт строительства полноприводных мотоциклов Самоделкиными-Кулибиными в разных уголках нашей необъятной Родины. Прямого доказательства такой факт не несет, но и нельзя не согласиться, что в разных уголках страны создавались полностью идентичные версии полноприводных мотоциклов на базе Уралов и Днепров, когда интернета еще не было. Скорее всего увиденная однажды идея переносилась из уст в уста, а уж Кулибиными всегда славилась Русь Матушка! (посмотрите фотографии внизу страницы)
К сожалению, ни один из перечисленных мотоциклов в серию не пошел.
В 1933 году выпустили первые модели ИЖ-7 – точной копии Л-300 или DKW LUXUS-300 за вычетом щитков, дистанционного декомпрессора и полноценных плоских подножек.
1934
В одиночном исполнении (условно, дабы его таким можно увидеть только в настоящее время в музейном комплексе Стокгольма) и первым в мире полноприводным мотоциклом, дошедшим до наших дней, могут гордиться Шведы. Эйнар Стормарк (Einar Stormark) в 1934 году на стапелях Maskinfabriken REX построил мотоколяску REX OEC 1370 с приводом на заднее и переднее колеса, однако байк никогда не использовался без бокового прицепа, поэтому его колесная формула выглядит как 3х2.
1936
Французский Gnome-Rhone с моделью AX II к 1939 году выпусти почти 3000 мотоколясок 2WD.
1937-1938
Бельгийцы FN 12a SM (1937) и Gillet Herstal 720 AF крутящий момент от двухтактной силовой установки передавался цепью на заднее колесо а от него уже карданным валом к колесу коляски. За два года в Бельгии успели собрать 2000 экземпляров с той же колесной формулой.
Продолжение следует: AWD Мотоциклы «Все для фронта! Все для победы!»
март 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« Будет жить? Snow Hawk от AD Boivin AWD Мотоциклы. «Все для фронта! Все для победы!» »