Итальянский вагон нападения
Carro Assalto* – подразделение компании FIAT, которое занималось производством легкой военной техники в период с 1911 по 1943 год. Компания экспериментировала с множеством моделей, но наиболее хорошо зарекомендовала себя при создании модели легкого танка, который вошел в историю как FIAT 3000, но в итальянской армии практически всегда именовался никак иначе, как Carro d‘ Assalto Modele 21.
Эта модель танка производилась по лицензии Французской компанией Рено под Маркой Renault FT-17, а в последствии из трофейного Рено 17 (отбитого под Одессой у Деникина) был сделан первый Советский танк РЕНО РУССКИЙ!
Также компании Carro Assalto принадлежит множество разработок по адаптации гражданских автомобилей под военные нужды.
Свое начало компания берет с 1911 года. Годом ранее один из клубов автолюбителей Милана подарил правительству первый самостоятельно модифицированный бронированный автомобиль на базе популярного итальянского авто Izotta-Franzini.
Армия Италии быстро оценила все преимущества данной тихоходной машины и, в свете напряженной политической обстановки и ожидания войны, заказы на разработки и модификации имеющихся машин поступили в фирмы Фиат и Бьянки. Далее к ним присоединилась компания Ансалдо, военные вездеходы которой были использованы во время Первой Мировой войны, но тогдашние возможности не позволили выпустить большое количество подобных автомобилей всем троим. Carro Assalto – компания, основанная в тот период как дочерняя компания концерна Фиат, которая больше всего преуспела в создании легкого вооружения для армии.
В создании легких танков в 30-х годах компании пришлось объединить свои усилия с пресловутыми конкурентами из Ансальдо, но это не помешало ей захватить единоличное лидерство в создании бронемашин. Увеличенное количество серийных образцов гражданской техники позволяло легко развить объем поставок их модифицированных аналогов. Первой ласточкой стал FIAT 611, но его поначалу использовали не военные, а полиция. Большой успех модели в сочетании с тотальным моральным устареванием всего автопарка итальянской армии позволил подразделению компании захватить лидерство в данной отрасли, значительно увеличив свою капитализацию.
После заключения контракта заказчику были поставлены модифицированные автомобили FIAT-Dovunque 32 на укрепленном шасси, которые на тот момент стояли на вооружении у десятка стран союзниц – солидный показатель, учитывая довольно слабые изначальные позиции. Первые серии не стали серьезной заменой: низкая мощность двигателя (до 50 л. с.) и большая масса (около шести тонн) не позволяли похвастать хорошей проходимостью. Были проблемы и с вооружением: четыре пулемета не давали необходимого эффекта и на новых моделях были заменены на небольшую пушку калибра 37 мм.
Также в списке однозначных успехов компании значится совместная разработка легкого танка M11/39, отлично отработавшего в Африке, но неспособного компенсировать относительно слабую подготовку самой армии в то время. Несмотря на то, что машина разрабатывалась для применения на территории Италии, ее динамические характеристики неплохо подходили для ведения маневренной войны в пустынях.
Танк «carro d‘assalto 28» стал первым в мире наступательным колесным танком вооруженным пушкой 45 мм.
январь 2016 Евгений Агеев для Новости 94
* перевод — Вагон нападения