Cat D10 отметил 50-и летие
Прошло почти пол века как со стапелей компании Caterpillar* были спущены 10 опытных Cat D10 — самого большого в мире бульдозера. И это была не гонка гигантомании, а абсолютно обдуманное решение, продиктованное требованиями развивающийся горнодобывающей и строительной промышленности.
Результатом коллективного мышления команды стала машина, не имеющая конкуренции в производительности, мощности и весе. D10 при весе 86 тонн и габаритах 3,7*9,4*4,6 (Ш*Д*В) предлагал на 50 процентов более высокую производительность, чем самый большой бульдозер Caterpillar той эпохи — D9. Мощность дизельного двигателя D348 довели до 522 кВт (700 л.с.)
Радикально разные
Быстро меняющиеся потребности горнодобывающей промышленности в конце 1960-х — начале 1970-х годов уже использовали D9 на пределе возможного, и понимали, что его производительность не соответствует “сегодняшнему дню”. Таким образом родилось техническое задание к инженерам машиностроительной отрасли о создании более мощного, надежного и долговечного бульдозера.
«D9 был лучшим бульдозером того времени», говорит Алекс Фонтейн (Alex Fontain), пенсионер и инженер конструкторского бюро Caterpillar. «Он отлично справлялся с тяжелой фракцией, но производство работ мог вести только на твердой поверхности, а на слабых грунтах уже не справлялся с возложенной задачей, производительность сильно падала, машина зарывалась и т.д., кстати этим страдали почти все бульдозеры той эпохи, также D9 был мало пригоден для транспортировки, чтобы его перевезти на другое место требовались огромные трудозатраты, нужно снять с машины навесное оборудование и краном грузить на платформу».
С целью традиционного обогощения, руководство Катерпилляра усилило команду исследовательских и инженерных кадров для разработки D10.
«Разработка и внедрение продукта включали в себя все работы компании от чертежа до реализации проекта. Он был очень успешным из-за общих усилий команды. Задача победить конкуренцию в нашем основном продукте была огромным стимулом», — вспоминает Рон Кролак , главный инженер разработчик, вышедший на пенсию.
Исследовательская группа D10 установила набор целей проектирования для нового бульдозера: высокая производительность, модульная конструкция, упрощенное обслуживание, эффективность машиниста и удобство работы, а главное, транспортабельность. Быстро стало очевидно, что для достижения целей производства и долговечности нового бульдозера необходим новый дизайн гусеницы и улучшенная ходовая часть, способная передвигаться по слабо несущим грунтам и самостоятельно заезжать на транспортную платформу.
В 1970 году для новой гусеницы построили специальный испытательный полигон. Инженеры предложили переставить главную передачу D9 наверх. «Мы много работали над геометрией ходовой части, и в течение шести месяцев новинка была в рабочем состоянии, — говорит Алекс Фонтейн.
Новую конструкцию “треугольного” гусеничного хода с верхним расположением ведущей звезды тщательно протестировали в тяжелых условиях для проверки ее долговечности. Гусеница показала значительный потенциал для повышения долговечности ходовой части при решении экстремальных задач.
Два года испытаний привели к первой патентной заявке на верхнее расположение звездочек и в конечном счете мы построили первые две тестовые модели D10 в августе 1973 года. «Наша команда выпустила 93 патента, в которых задействованы все системы концепции нового бульдозера», добавляет Кролак.
Разместив приводные звездочки отдельно от гусеничной рамы и роликов, подняв ведущую звезду над конструкцией гусеничного привода, разработчики добились лучшего сцепления. Конструкция с увеличенной звездочкой оказалась способна поглощать вибрации и удары поверхности увеличив срок службы и удобства машиниста.
В то время как первоначальное тестирование подтвердило эффективность новой компоновки ходовой части с увеличенной конструкцией звездочек, все еще оставались скептики нового дизайна.
«Это не похоже на традиционный бульдозер, — говорили они”, объясняет Алекс. «Весь бульдозер отличался почти во всех отношениях, кроме двигателя».
Кроме того, новое шасси требовало разместить трансмиссию за двигателем, чтобы обеспечить единственную систему конечных передач с общей осевой линией между рулевыми муфтами и тормозами. Это также позволило инженерам перемещать как центр тяжести бульдозера, так и установить рыхлитель ближе к машине.
Длительное наследие
Пилотные бульдозеры D10, построенные в 1977 году, сразу же были востребованы клиентами Caterpillar. Их великолепная тяга и огромный ковш оказали значительное влияние на горнодобывающую промышленность. Упругая ходовая часть с верхним расположением ведущей звездочки способствовала большей проходимости, чем сплошные гусеницы, что помогало улучшить мощность машины, увеличить срок службы шасси и повысить комфорт машиниста.
Модульная концепция бульдозера помогла увеличить транспортабельность машины, поскольку съемные компоненты облегчали перемещение машины. Его модульная конструкция также существенно повысила эффективность сборки и обслуживания. Время ремонта коробки передач и конических зубцов на D10 по сравнению с D9 снизились с 30 часов до 6, а время обслуживания на главной передаче упало до 9 часов (с 45 на D9), что снизило долгосрочные эксплуатационные расходы.
Оригинальное наследие Cat D10 живет сегодня на тысячах машин Caterpillar с повышенным сроком службы, работающих по всему миру. Концепция треугольной гусеницы была расширена до сегодняшних Cat D6N и D6T, средних бульдозеров D8T, больших бульдозеров D9T и D11T , а также текущей модели D10T2 .
*Caterpillar — публичная компания со штаб-квартирой в городе Пеория штат Иллинойс, США. В настоящее время является одной из крупнейших в мире машиностроительных компаний со штатом почти 100 тысяч сотрудников и оборотом в 40 млрд. долларов. Образована в 1925 году в результате слияния Stockton Wheel Company основанной в 1883 году братьями Холтом и компанией C.L. Best Gas Tractor получив название Caterpillar Tractor Company. Основным развитием компания обязана военным заказам Американского правительства. В названии использовано сочетание названия первого танка Caterpillar Tank и названия второй компании.
октябрь 2017 Евгений Агеев для вездеход-снегоболотоход.рф
Тактико-Технические характеристики Caterpillar D10
Габаритные размеры
ДЛИНА 5915 мм
ДЛИНА С КОВШОМ 7566 мм
ДЛИНА С КОВШОМ И ПЛУГОМ 9400 мм
ВЫСОТА 4535 мм
ШИРИНА 3647 мм
ДОРОЖНЫЙ ПРОСВЕТ 701 мм
ДЛИНА 5915 мм
Двигатель
МОДЕЛЬ D348
МОЩНОСТЬ 700 л.с.
ОБЪЕМ 29,3 л
Масса
СУХАЯ МАССА 77870 кг
ВМЕСТИМОСТЬ ТОПЛИВНЫХ БАКОВ 1446 л
Коробка передач
КОЛИЧЕСТВО ПЕРЕДНИХ ПЕРЕДАЧ 3
КОЛИЧЕСТВО ЗАДНИХ ПЕРЕДАЧ 3
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ — ВПЕРЕД 11,6 км / ч
МАКСИМАЛЬНАЯ СКОРОСТЬ — НАЗАД 13,8 км / ч
Шасси
НАЗЕМНОЕ ДАВЛЕНИЕ 1,372 кг/см2
ЗОНА КОНТАКТА С ЗЕМЛЕЙ 5,6 м2
СТАНДАРТНАЯ ШИРИНА ГУСЕНИЦЫ 711 мм
Ковш
ШИРИНА СТАНДАРТ 3479 мм
ШИРИНА ОПЦИЯ 5800 мм
Похожие Записи
« Мотозима! КВЦ Сокольники Советские квадроциклы 30-х годов »