Время «Т»
Первые в истории массовые снегоходы продемонстрированы 5 февраля в Западном Оссипи (Ossipee) штат Нью-Хемпшир, под эгидой снегоходного клуба Америки “Model T”. 40 моделей Ford T на гусеничном ходу устроенном в виде ремней объединяющих задние пары колес и лыжами для рулевого управления, были выставлены на пересечении Rte. 25 и Rte. 16, всего в нескольких сотнях метров от участка завода, который в 1920 — х выпустил около 25000 конверсионных комплектов, которые трансформируются Модель T в снегоход.
Первые снегоходные машины очень громоздки и намного медленнее чем современные снегоходы, но принципы, лежащие в основе их работы такие же, движущаяся лента для тяги и лыжи для маневрирования машины на снегу. Четырехцилиндровые двигатели мощностью в 20 лошадиных сил могли разогнать машину на гусеницах в самом лучшем случае до 25 км/час.
Не смотря на небольшую скорость по современным меркам эти полугусеничные машины выполняли множество полезных функций в 20-е годы, когда на всех дорогах движение практически останавливалось, обычные колесные транспортные средства ставили в гараж пересев на лошадей пока не вернется теплая погода.

Время Т. Рекламный плакат Первого серийного снегохода на базе Ford Model T
Гусеничные движители, которые использовались для адаптации Ford Т изобретены Вирджилом Д. Уайтом (Virgil D. White), владельцем магазина и мастерской по ремонту Форд Т в Западном Оссипи, в настоящее время на ее месте стоит бензоколонка Carroll County Oil.
Про Уайта известно не много: имел образование восемь классов, работал регистратором, а работать над своим снегоходом начал около 1910 года. В дополнение к продаже и техническому обслуживанию Ford Model T в течение всего лета, в конце весны и начале осени он возил туристов по окрестностям — места там действительно красивые.
Но туристы приезжали и в начале весны и в конце осени и даже зимой. Это подтолкнуло Уайта решить транспортную проблему. Он и его механик, глядя на автомобиль, который можно было бы использовать круглый год, решили поставить деревянные лыжи вместо колес и тракторные гусеницы на заднюю парную ось колес.
В 1913 году Уайт запатентовал свой «Снегоход», и начал продавать комплекты своего гусеничного хода за $ 400 при том что новый Форд с колесной формулой 4х6 стоил $800-1000. В комплект входили две деревянные лыжи длиной 152,5 см и шириной 20 см оборудованные необходимыми креплениями, и 2-е гусеницы шириной 20 см.
На первом этапе продажи шли медленно и комплекты не пользовалась большим спросом, к 1923 году продано всего 75 комплектов. Однако этих комплектов стало достаточно, чтобы люди увидели их в действии, продажи выросли и в последующие годы, продавалось более 2500 в год.
Возможно Уайт, предложил хорошее, простое решение для создания снегохода, а главное массовое и был достаточно умен получив патент охраняемый законом, но он не был первым человеком, который построить машину, способную перемещаться по снегу.
Одновременно с Уайтом к подобному решению пришли и другие компании производившие конверсионные комплекты для Форд Т в 1920 — е годы — J. Armand Bombardier в Канаде и Карл Элисон в штате Висконсин тоже разработали гусеничный ход.

Время Т. Первый снегоход Lombard Log Hauler
Model T, выпускаемая с 1908 по 1928 год, была одним из самых универсальных первых автомобилей, с великолепной репутацией надежности и долговечности. Именно надежность и долговечность являлись отправной точкой для создания полугусеничного хода на Форд Т. Существовал и другой набор гусениц для путешествий в пустыне — «Sandmobile» что возможно делает Model T одним из первых вездеходов.
Первой машиной движущейся по снегу стал Lombard Log Hauler, спроектирован и построен в Вотервиль, штат Мэн в 1908 г. Это была большая громоздкая машина сделанная на базе паровоза, имевшая полугусеничную конструкцию, с управлением передними лыжами или колесами через шестеренчатую передачу управляемую водителем расположенным непосредственно над лыжами.
Одна из 19-тонных машин сохранилась, ее можно увидеть на Clarks Trading Post Центральной железной дороги в городе Линкольн. Вездеход-паровоз принадлежит Дэвид А. Кларк (David A. Clark), который купил его в конце 1970-х годов и постепенно восстановил в течение 20-летнего периода в мастерской железнодорожной станции.

Время Т. Участники выставки и снегопробега у Ford T snowmobile
Снегоходы Форд Модель T были очень полезны в провинции для врачей, сельских почтальонов, полицейских и даже военных.
На снегоходных соревнованиях 2013 года проходивших в городке Торнтон (Thornton) также проходила выставка снегоходов одной из самых необычных моделей на выставке стал Ford T 1922 года выпуска на гусеницах Уайта, кабина и с боков и сверху состояла из деревянных досок. Полугусеничный снегоход принадлежит Ленни Смиту (Lenny Smith) — из Таунсенда (Townsend), штат Массачусетс, и когда-то использовался для доставки почты в Sault Center, штат Миннесота.
…я купил снегоход у Эдмунда Гейне (Edmund Heine), из города Гилфорд (Gilford) несколько лет назад. Гейне купил автомобиль на аукционе недвижимости в Нью — Джерси в 1980 — е годы всего за один доллар с целью восстановления, но из-за болезни не смог и выставил на продажу за тот-же 1 доллар”.
март 2017. Василий Кузнецов для Новости 94
Похожие Записи
« Вездеходы Нодуэлла. Брюс Роберт Нодуэлл Везедеходы Нодуэлла. Гусеничные вездеходы, первые »