Ford GPA
Машины-амфибии начали активно развиваться как отдельное направление лишь в 30-х годах ХХ века, когда основные конструктивные вопросы с автомобилями были решены. Как водилось в то время, наибольшими возможностями по созданию развитых средств передвижения обладала армия — именно эта статья бюджета практически любой страны никогда не оказывалась пустой. Государства, особенно крупные, вкладывали колоссальные средства, чтобы закрепить свое преимущество на воде, суше и в воздухе. Попытки же создать универсальное средство передвижение, на голову превосходящее внедорожники по проходимости, были предприняты как раз в ту эпоху. Больше всех постаралась фирма Ford, которая смогла выиграть несколько перспективных тендеров на разработку и изготовление армейских машин. Наряду с легендарным внедорожником GPW, они спроектировали и амфибию GPA для нужд морской пехоты и других подразделений американской армии. На тот момент объем закупок оказался таким большим, что компании не удавалось полностью удовлетворять спрос на заказанные модели с помощью партнеров, для чего были организованы дополнительные тендеры. Так уж получилось, что автомобиль Ford GPA создавали не только на родных заводах компании, но и на мощностях Willys и Bantam. Последние две компании получили гораздо меньше выручки, но тоже не остались в проигрыше.
Разработка немного затянулась вследствие проблем с массой машины и выбором подходящей модели двигателя. При полной нагрузке GPA весил две тонны, а сотни лошадиных сил было попросту недостаточно для достижения скорости выше 30 километров в час на пересеченной местности. Разгонялся вездеход тоже крайне медленно, а крутые склоны не давались ему по причине сильно удлиненного профиля кузова, спереди — он цеплялся за поверхность, и нередко не давал амфибии выехать на берег. Правда эту проблему в последствии устранили погрузив на две амфибии (из каждых 10 штук) специальный заездной пандус. Однако удачное лоббирование интересов компании в сочетании с началом Второй мировой войны подтолкнуло к промышленному выпуску модели GPA — времени ждать попросту не оставалось.
Промышленные поставки вездехода начались уже в 1941 году, но были закончены уже к концу следующего — совместные усилия трех заводов позволили выполнить заказ и четыре с половиной тысячи экземпляров изготовили за первый год. В 1942 процесс был отлажен еще лучше и суммарное количество созданных машин на трех заводах равнялся почти 12 тысячам.
Солдатам Победоносной Красной Армии Ford GPA (поставлялся по Ленд-Лизу) хорошо знаком как эвакуационная машина переднего края, десантный транспорт и машина разведки армии, а позднее его использовали как образец для постройки отечественной амфибии ГАЗ-011. Вездеход также успешно использовался при высадке в Нормандии, но хороших отзывов снискал мало. Машина оказалась медлительной, а на воде выдала не более 4 километров в час, правда машина имела хорошую загрузку — до 9 бойцов на самой машине и 4-5 человек в плавающем прицепе. Не достаточно проработана подвеска — именно этот элемент являлся источником множества проблем для Советских механиков и механиков армии союзников. Были и плюсы: множество решений удалось опробовать на данной модели, впоследствии они легли в основу серии плавающих грузовиков DUKW, которые производили уже после завершения Второй мировой войны. Сам же Ford GPA снят с вооружения спустя десятилетие после своих первых поставок в армию.
февраль 2016. Дмитрий Сушинский для Новости 94
После того как в 1947 году Ford GPA был снят с вооружения в США, оставшиеся образцы продавались гражданским лицам. Некоторые из них, введя дополнительные изменения в конструкцию машины, повышали её мореходные качества.