M8 Armored Utility CAR — разведчик союзников
M8 бронированный автомобиль с колесной формулой 6×6 производился Ford Motor Company во время Второй мировой войны. Основное применение получил в армиях союзников СССР — в Европе и на Дальнем Востоке. Также широко экспортировался и по состоянию на 2006 до сих пор остается на вооружении некоторых стран третьего мира стран.
В британской армии, M8 был известен как «Greyhound«. Английские военные считали, что вездеход слишком слабо бронирован, в частности пол корпуса, который легко пробивала противотанковая мина, солдаты решали этот вопрос на местах с помощью мешков с песком, чтобы защитить себя от осколков. Тем не менее, броневик произведен в огромном количестве.
История развития
В июле 1941 года отдел обеспечения в Американском пентагоне инициировал разработку новой быстроходной САУ на замену M6 которая по существу являлась обычным легким грузовиком с 37 — мм пушкой установленной в задней части машины. Техническое задание предусматривало для броневика колесную формулу 6×4, ту-же 37 — мм пушку, спаренный пулемета установленный в башне, и пулемет в передней части корпуса. Лобовая броня должна была выдерживать огонь из 12,7 мм пулемета и боковая броня из 7,62 мм пулемета. Прототипы были представлены Studebaker (обозначенный Т21), Форд (Т22) и Chrysler (T23), все они очень похожи по внешнему виду и многим инженерным решениям.
В апреле 1942 года военная комиссия во главе с генералом армии Дуайтом Дейвидом Эйзинхауэром выбрала Т22 несмотря на жалобы и очевидные недостатки. К тому времени стало ясно, что 37—мм пушка не будет эффективна против лобовой брони немецких танков, поэтому, новый бронированный автомобиль названный М8, встал в строй разведывательных подразделений. Незначительные доработки и улучшения вносили уже в процессе промышленного производства до марта 1943 года, выпуска закончился в июне 1945 года. В общей сложности на заводе Ford Motor Company в Сент—Пол, штат Миннесота построили 8,523 единиц.
В мае 1942 года после просмотра прототипа в действии, британская военная миссия отклонила предложение о приобретении М8 по ленд—лизу. Он был назван «Greyhound» в соответствии с другими бронеавтомобилей США уже заказанных англичанами, таких как T18 Boarhound , то T17 Deerhound, T17E1 Staghound и M38 Wolfhound.
Миссия и эксплуатационные характеристики
Разведывательная миссия требовала делать акцент на скорость и маневренность, а не на огневую мощь и броню. В этой роли разведывательные подразделения определяли вражеские силы и их дислокацию, сообщали своим, состав, расположение и другую информацию. Во время атаки или штурма, броневики часто служили машинами огневой поддержки пехоты.
Каждый бронеавтомобиль M8 был оснащен двумя радиостанциями — одной дальнего действия, для доклада в штаб, второй передатчик малой дальности служил для связи в пределах тактичсекого взвода разведки, разведывательной группы, или со штабной машиной. Снаряженная масса M8 7,5 тонн и был способен на марш-бросок дальностью 160—320 км по пересеченной местности или 320—640 км на шоссе без дозаправки. На обычных дорогах, машина развивала скоростью 90 км/ч, отсюда его прозвище — Greyhound — борзая (порода собак).
M8 не был предназначен для наступательного боя (хоть и выполнял такие функции), его огневая мощь была адекватной только против подобных легкобронированных вражеских машин и пехоты. Броня автомобиля обеспечила достаточную степень защиты от стрелкового оружия, но ничего более. Особенно уязвимой стала 6 мм напольная броня для немецких мин.
Другим недостатком автомобиля были большой радиус поворота, ограниченный ход колеса, открытые дифференциалы, ограниченная подвижность в лесистой и на сильно пересеченной местности, подразделения разведки предпочитали использовать в таких случаях Willys или Bantam не имевших никакой защиты. Эти ограничения отражались на использовании броневика в основном на существующих дорогах и путях, где он стал уязвимым для засады. Отсутствие гусеничных движителей, как на танках привело к высокому давлению на грунт и препятствовало его внедорожной производительности в грязи, снеге и горной местности, M8 часто «содился на брюхо». И наоборот, производительность М8 на твердых поверхностях была исключительной, тяжелый и неплохо вооруженный броневик с легкостью преодолевал большие расстояния поддерживая свою максимальную скорость 90 километров в час. Конечно, колесное транспортное средство, было более надежным, чем гусеничные машин аналогичного размера, и требует гораздо меньшего технического обслуживания и материально—технического обеспечения.
Техническое описание
Тонкая броня М8 обеспечивала защиту экипажа от огня стрелкового оружия и осколков снарядов, чтобы транспортное средство могло выполнять свою основную миссию разведки. Фронтальная, наклонная броня корпуса варьируется по толщине от 15.8 до 19 мм, боковая и задняя броня корпуса также наклонена, но немного меньше, чем с переди, толщиной 9,5 мм. Верхняя броня 6,4 мм, как это было пол. Башня защищена лучше чем корпус — 19 мм. Толщина пушечной защиты — 25,4 мм.
M8 оснащен 37 — мм пушкой от M6, с телескопическим прицелом M70D и спаренного пулемета Browning 7,62 мм. В обновленных версиях, разведчик получил дополнительный пулемет Браунинг M2HB калибра 12,7 мм для борьбы с воздушными целями, установленный сверху сварной башни.
Экипаж из четырех человек состоял из командира (он-же заряжающий), наводчика, водителя и радиста (который также может выступать в качестве водителя). Механик-водитель и радист распологались в передней части корпуса, а командир и наводчик сидели в башне.
Боекомплект включал 80 выстрелов 37 мм орудия из которых 16 размещались в башне и 64 в стойке боеприпасов в правом кессоне при использовании одного радио, со вторым радио оставалось только 16 выстрелов. Некоторые экипажи решали эту проблему путем демонтажа перегородок и размещали под радио еще по 18 снарядов, увеличив боекомплект до 52 снарядов. Еще одна модификация (наиболее распространенная), сделанная уже на заводе имела боезапас до 79 выстрелов. Боекомплект пулеметов состоял из 1500 патронов калибра 7,62 мм и 400 патронов калибра 12,7. Кроме того, автомобиль нес комплект из 16 дымовых и ручных гранат, четыре дымовых шашки, шесть противотанковых мин и четыре карабина для экипажа.
M8 оснащен шестицилиндровой бензиновой силовой установкой Hercules JXD. Топливный бак объемом 59—литровыйи, средний расход топлива 30 л на 100 км. Двигатели Hercules JXD работали намного тише, чем другие двигатели сопоставимой мощности, чем значительно помогла M8 сохранить элемент неожиданности и уменьшить шанс быть услышанным врагом. Из—за этого, бронемашины М8 в армии третьего рейха прозвали «призрак рейха«, так как они почти никогда не были обнаружены немцами, до начала боя.
Вторая мировая война
«Борзые» вступили в бой в Сицилии в 1943 г, в качестве машины связи 2-й разведроты войск США. Далее — Италия, Европа Тихий океан. В завершении войны, он использовался в основном на Окинаве и Филиппинах, и даже использовали в своей первоначальной роли самоходной артиллерийской установки (САУ), так как большинство японских танков имели слабую броню, уязвимую для 37 — мм пушки.
Более 1000 машин поставлены по каналам ленд—лизу в армии союзников США: Великобританию, Освобожденную Францию и Бразилию.
Броневик считается быстрым, достаточно надежным (после того, как некоторые технические проблемы были решены) не плохо вооруженным и достаточно бронированным для разведывательных операций. Тем не менее, многие участники боевых действий критиковали его работу на пересеченной местности. В горной местности Италии и в глубокой грязи и снегу Северной Европы зимой, М8 становился ограниченным и зависимым от дорог, что значительно сократило его ценность в качестве разведывательной машины. Также поступали многочисленные жалобы на уязвимость от наземных мин, мешки с песком помогали, но сильно сокращали подвижность экипажа внутри машины. Инженеры разработали дополнительные комплекты брони, с целью усилить броню днища.
Другая проблема заключалась в том, что командиры часто использовали разведывательные подразделения для огневой поддержки пехоты, не смотря на то что M8 плохо подходит для таких функций. Когда он сталкивался с немецким машинами разведки они легко оказывали сопротивление своей 37—мм пушкой. С другой стороны, его собственная тонкая броня была уязвимы по отношению к орудиям немецких разведчиков оснащенных 20 мм пушкой.
Во время битвы при Сен—Вит в Арденнах, М8 из Отряда B, 87—го кавалерийского эскадрона уничтожил немецкий тяжелый танк Tiger I. M8 произвели три выстрела из 37—мм орудия в относительно тонкую заднюю броню тигра с расстояния 23 м.
Армия США начала искать замену для M8 уже в 1943 году. Однако ни один из двух прототипов: Studebaker T27 и Chevrolet T28 представленных летом 1944 г так и не поставили на вооружение. Не смотря на лучшие показатели, генералы решили, что, на этом этапе войны не было больше необходимости в производстве нового броневика.
Послевоенное использование
После войны М8 использовался для оккупации служебных обязанностей, он также участвовал в боях в корейской войне, после которой ушел в отставку из армии США. «Борзой» использовался французской армией во время Вьетнамской войны (1946—1954) и алжирской войны (1954—1962). Многие транспортные средства , ранее используемые в США, Великобритании и Франции были экспортированы в страны третьего мира. По состоянию на 2002, некоторые до сих пор оставались на службе в Африке и Южной Америке .
M8 находился на вооружении после Второй мировой войны в Австрии, в первую очередь в полицейских силах.
Greyhound использовался в Конго, сначала в качестве бельгийских колониальных сил, а затем в конголезской армии после обретения независимости в июне 1960 года. Во время Конголезского кризиса, индийские миротворцы из безоткатных орудий уничтожили по меньшей мере один экс—бельгийский Greyhound сепаратистов.
Во время войны во Вьетнаме, броневиком комплектовали танковые полки, в качестве машины поддержки.
Несколько «Борзых» развернуты в Боготе 8 марта 2007 года в рамках мер по обеспечению безопасности визита президента США Джорджа Буша. Они регулярно используются в качестве машины поддержки колумбийскими военными.
октябрь 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
Один ответ на M8 Armored Utility CAR — разведчик союзников
« Land Rover Wolf 4×4 военный автомобиль Соединенного Королевства Необычные танковые разработки США. T28/T95 »
When it encountered German armored reconnaissance units, the M8 could easily penetrate their armor with its 37 mm gun. Conversely, its own thin armor was vulnerable to the 20 mm autocannons that German scout cars were equipped with.