Mark I первый в мире танк — принявший участие в войне
Первая мировая война доказала необходимость развития нового наступательного вооружения, такого как танки, потому что при штурме обороняемых позиций противника допустимые человеческие потери выходили за разумные пределы. Начали появляться бронеавтомобили, но на войне их боевая эффективность часто нивелировалась недостаточной проходимостью.
При этом гусеничные машины хозяйственного назначения в некоторых странах уже использовались. Но серьёзно о постройке танков задумались только в 1915 году, а в производство «Марк—1» от Английской компании William Foster & Co Ltd поступил лишь через год. Известны две основные модификации этой машины, с пулемётным и пушечным вооружением. В армии их называли «самцами» и «самками». Существовали и «гермафродиты» со cмешанным вооружением.
Ромбовидный корпус, который был сделан таким ради повышения проходимости танка, позволял размещать вооружение только в специальных отсеках, а не в башне, как это делали на броневиках. Внутри не было чёткого разделения моторного и боевого отсеков. Двигатель с трансмиссией и без того поглощали большую часть свободного места. Экипаж боевой машины насчитывал восемь солдат, причём командиру приходилось брать на себя обязанности стрелка и помогать водителю. В спонсонах, которых было два, располагались пары из наводчиков и заряжающих, либо пулемётчики. Вооружение обеспечили достаточно мощным, у «самцов» устанавливали два орудия «Гочкис» калибром 57—мм и четыре 8—мм пулемета той—же фирмы, что позволяло вести почти круговой обстрел, но главную роль для обороны бронемашины от вражеских солдат играло личное оружие танкиста – револьвер, из которого бойцы стреляли через специальные амбразуры.
Mark I
«Mark I» в силу размеров, большой массы 27—28 тонн и тихоходности оказался уязвим, особенно сзади. Также тяжёлые спонсоны могли срываться с креплений и калечить экипаж.
Танк приводился в движение карбюраторным шестицилиндровым силовым агрегатом, располагавшимся посредине корпуса. В дальнейшем семейство танков «Марк» возросло до пяти модификаций, на каждой из которых обеспечили более прочную броню и более мощный мотор. Танкисты страдали от плохой вентиляции, но люки в бою открывать не рисковали, несмотря на то, что к выхлопам от двигателя прибавлялся пороховой дым из пушек. Горючее подавалось в камеру сгорания самотёком, поэтому на ухабах подача топлива сбоила. Водитель же должен был кроме себя полагаться на двух—трёх помощников, управлявших работой трансмиссии. Осколки и пули, угодившие в амбразуры, становились причиной частых ранений лица у экипажей танков. Самым главным недостатком не столько самих боевых машин сколько их боевых соединений являлось отсутствие эффективной связи: радиостанций, которые могли бы нормально работать в танке ещё не придумали, а голубиная почта и разнообразные семафоры были малоэффективными. Из—за этого слаженность действий экипажей была практически нулевой.
Танковая броня хорошо защищала от пуль и осколков, но прямые попадания не держала. Зато преодоление окопов и траншей оказывало на врага ошеломляющий эффект. Долгое время у немецких солдат при виде танка вдали начиналась паника.
Однотипными с «Марком» были французский «Шнайдер» и немецкий A7V.
Стоит заметить, Mark I оказался отнюдь не первым танком в истории человечества. Самый первый танк построил выдающийся Русский Инженер-Изобретатель Александр Пороховщиков с названием «БМ Вездеход» (читайте интересную статью, нажмите пожалуйста для перехода, откроется в новом окне)
октябрь 2015. Евгений Агеев для Новости 94
Используйте пожалуйста метки (под этой строчкой, выделены красным цветом)
для чтения других интересных статей по этой теме.
Похожие Записи
« Возвращаясь в прошлое Тест-драйв Jeep Grand Cherokee на дороге и глубоком снегу »