Gelandewagen — ветеран песчаных карьеров
Уж сколько раз Mercedes-Benz признавался в намерении отправить Gelandewagen на заслуженный отдых! Причин тому не счесть: и новые экологические нормы, и морально устаревшая рамная конструкция, и перспективные требования по пассивной безопасности — огромный четырехугольный капот не щадит пешеходов при столкновении. Однако поклонники знаменитого внедорожника и не думают изменять своим пристрастиям.
В результате вместо того, чтобы отправить G-Class на пенсию, концерн DaimlerChrysler недавно выпустил в свет еще одну обновленную версию. Трудно поверить, что у ведущего мирового концерна одна и та же модель может не сходить с конвейера уже третий десяток лет. Но факт остается фактом: G-класс, переживший очередной рестайлинг, уверенно держится в авангарде престижных автомобилей. Причина популярности угадывается с первого взгляда: в мрачном угловатом внедорожнике легко чувствовать себя танкистом и ощущать преимущество над окружающими «чайниками».
Своим появлением G-Wagon обязан… прихоти восточного владыки. Иранский шах Мохаммед Реза Пехлеви задумал перевооружить свою армию, оснастив ее современными вездеходами. Выбор поставщика не занял много времени: шах входил в число крупнейших акционеров Mercedes-Benz, а недостатка в финансах ломившаяся от нефте долларов казна Ирана тогда не испытывала. Заказ на первую партию из 20 тысяч машин был должным образом оформлен, и Mercedes-Benz выложил 100 млн марок за новенький завод. Поскольку опыта производства внедорожников у немецкой компании не было, за помощью обратились к партнерам из австрийской фирмы Steyr-Daimler-Puch, выпускавшей армейские вездеходы Haflinger и Pinzgauer.
Из Mercedes Benz G-Wagon можно сделать гусеничный вездеход! в полевых условиях, не снимая колес за 15 минут!
Всего через два года автомобиль был готов «в металле». Партнеры уже потирали руки, предвкушая, как на них польется денежный дождь из кармана щедрого шаха, но тут в Иране грянула революция. Реза Пехлеви лишился трона и бежал в США, а новые иранские власти оказались менее всего склонны покупать дорогие внедорожники у идеологического противника. Положение усугублялось отсутствием интереса к машине со стороны бундесвера. Немецкие генералы были шокированы тем, что лучший в Германии автопроизводитель сделал новый вездеход для какого-то шаха, игнорируя интересы собственной армии. В отместку военные объявили предложенный им Gelandewagen слишком дорогим для военной службы.
К счастью, перспективность новинки оценили военные других стран. Специалисты Аргентины, Норвегии и Индонезии подсчитали, что высокая стоимость машины с лихвой окупится благодаря мощной лонжеронной раме и традиционно высокому качеству Mercedes-Benz. И не прогадали: подавляющее большинство автомобилей, вышедших с завода в Граце, до сих пор на ходу, за исключением погибших в авариях и на полях сражений.
Однако именно прохладное отношение военных к будущему G-классу натолкнуло руководство Mercedes на судьбоносное решение — переделать имеющийся военный внедорожник в гражданский вездеход. А поскольку строить бюджетные малолитражки было не в традициях фирм, этому вездеходу предстояло стать респектабельным. Сейчас это кажется невероятным, но до появления G-Class внедорожник был уместен на ферме или где-нибудь в джунглях, но никак не у шикарного офиса. Впрочем, до пятилитровых монстров с кожаным салоном было еще далеко. Зато по мере продвижения машины на гражданский рынок военные Бундесвера стали внимательнее смотреть на G-Wagon.
Первые модификации выпускались весьма скромными: самый мощный шестицилиндровый бензиновый мотор развивал всего 156 лошадиных сил, а массовые версии комплектовались дизелями мощность в 72 «лошадки». Такие опции, как усилитель руля, кондиционер и блокировки дифференциалов, предлагались только за доплату. Зато представлен широчайший ассортимент кузовов: трех- и пятидверный универсал, кабриолет, фургон и даже шасси с кабиной, на которое можно было установить небольшую грузовую платформу!
Превращение утилитарного вездехода в элитный внедорожник заняло целое десятилетие. В 1981 году на «гелендвагенах» появилась автоматическая коробка передач, затем мотор V6 распрощался с карбюратором, в 1985 году на панели приборов прописался тахометр, а от необходимости лично вращать ручку стеклоподъемника владельцы были избавлены только в 1987 году. За это десятилетие Gelandewagen успел завоевать лавры невероятно надежной машины. Белые «мерседесы» различных миссий ООН накатывали по полмиллиона километров по африканской саванне, меняя только амортизаторы и пружины в подвеске, а немецкие военные, проглотив обиду, заказали-таки себе партию «неоправданно дорогих» машин.
Самой эксклюзивной моделью Mercedes-Benz G-Class стал «папамобиль», построенный вскоре после покушения на Иоанна Павла II. Для перевозки понтифика на шасси внедорожника установлена площадка с креслом, увенчанная куполом из бронестекла толщиной 8 миллиметров. «Папамобиль» исправно отработал четверть века, сопровождая папу римского по всему свету.
Между тем, срок конвейерной «жизни», отведенной модели Gelandewagen первоначальным бизнес-планом, подходил к концу. Гражданским покупателям все меньше нравились «рубленый» кузов, аскетический салон и бескомпромиссно жесткая подвеска, а военные так и не смогли обеспечить стабильно высокий уровень заказов. Казалось, что проект пора закрывать, благо за десять лет машина успела себя окупить.
И все же автомобилю в очередной раз дали «последний шанс»: на Франкфуртском автосалоне в 1989 году представели новую модификацию W463. Изменения видны не вооруженным глазом: примитивная приборная панель заменена истинно «мерседесовской», украшенной вставками из полированного дерева, салон стал более удобным и солидным, а задние пассажиры вместо жесткой «лавки» получили вполне комфортный диван. На смену заднему приводу с подключаемым передним мостом пришел постоянный полный привод. Теперь за руль Gelandewagen мог садиться традиционный клиент Mercedes-Benz, которому положено получать удовольствие от вождения, а не заботиться об экономии топлива и проходимости автомобиля.
По своему исполнению G-класс стал стремительно догонять другие автомобили Mercedes-Benz. Состоятельные покупатели, распробовав суровую эстетику «броневика», были готовы доплачивать и за круиз-контроль, и за продвинутую климатическую систему, и за полный набор подушек безопасности. Статус бывшего армейского так вырос, что канцлер ФРГ Гельмут Коль не нашел зазорным подарить его «другу Борису» (Борису Николаевичу Ельцину — первому президенту России) — но это не сложный рекламный ход самой компании.
С тех пор угловатые черные силуэты со спецсигналами гармонично вписались в президентский кортеж. Новые приоритеты потребовали постоянного улучшения «асфальтовых» характеристик. В 1998 году появилась модель G500, чей 294-сильный мотор смог преодолеть рубеж в 200 км/ч — большое достижение для автомобиля, имеющего в прямом смысле аэродинамику кирпича.
Годом позже увидела свет топовая версия G500 Classic, приуроченная к двадцатилетию G-Class. В юбилейную комплектацию вошли все возможные опции, а также специальные легкосплавные диски, подогрев заднего сиденья и краска, меняющая свой цвет в зависимости от освещения. Крупная модернизация случилась и в 2001 году, после появления нового С-Class. У легкового автомобиля внедорожник позаимствовал многие решения, полезные при напряженном движении: многофункциональный руль, «умный» автомат Tiptronic и многочисленную сервисную электронику. Наконец, свой последний рестайлинг Gelandewagen пережил совсем недавно: обновленные машины появились в продаже в апреле 2007 года. Внешность автомобиля осталась прежней: единственное нововведение — задние фонари с «псевдодиодным» рисунком. Внутри изменения посущественней: новый руль, другая панель приборов, более богатая стандартная комплектация, да и список опций стал больше. Среди прочего у обновленного G-класса камера заднего вида и систему контроля за давлением в шинах.
сентябрь 2016. Алёна Талисман для Новости 94