Везедеходы Нодуэлла. FlexTrac Canadair Ltd.
Часть четвертая
Возвращаясь в 1956 год, когда авиационная компания Canadair, дочерняя компания General Dynamics, стремящаяся к диверсификации, создает в Монреале подразделение Canadair Vehicle Division. Их первый проект, «RAT» (Remote Articulated Track) (фото вверху) — легкий снегоход — амфибия. Транспортное средство состояло из двух звеньев и имело положительную плавучесть. Гусеницы во всю ширину и длину снегохода весом 1100 кг обеспечивали минимальную нагрузку на снег, наделяли машину возможностью полезной нагрузки в 300 кг и способностью развивать скорости до 50 км/ч на жестком снегу и 8 км/ч на воде. Такую неплохую скорость обеспечивал двигатель от Volkswagen мощность 35 л.с. Управление осуществлялось за счет гидроцилиндра который складывал звенья относительно друг друга — на тот момент подобное решение (пусть и очень простое) было техническим прорывом, который с некоторыми доработками используется в наше время на большинстве гусеничных двухзвенных вездеходах. К 1957 году успели построить 36 снегоходов-амфибий, 6 прототипов CL-61 и 30 штук CL-70 незначительно отличавшихся по размеру в большую сторону. 24 вездехода-амфибии встали под ружьё Канадской армии, по паре болотоходов разошлось в Шведскую армию и спасательный департамент Канады, по одному в Канадские департаменты Горной промышленности и Освоения севера.
В ходе тестов выяснилось, что снегоход-амфибия слишком легок, решили увеличить машину для большей грузоподъемности. К 1963 году разработали CL-91 Dynatrac, очень перспективное двухзвенное транспортное средство, технология которого целиком и полностью легла в основу будущих сочлененных вездеходов во всех странах мира. Благодаря силовой установке Ford мощностью 140 л.с., вездеход не потерял в скорости относительно предшественника, но мог брать 1100 кг полезной нагрузки, преодолевать склоны под углом 60% и 40% боковых откосов к примеру с 12-ю пассажирами. Из 63 выпущенных амфибий 57 попали на службу в армию США, 2 встали в строй ВМС Великобритании, 4 машины остались в Канаде.
Одновременно со снегоходом-амфибией в промежутке между 1962 и 1964 годами компания разработала — Canadair Fisher CL 213, инженер конструктор, бывший сотрудник Ford, А. Гордон Фишер (A. Gordon Fisher). Советский вариант вездехода использовавшего пневмо-баллоны-гусеницы — ЗИЛ ПКУ-1 выпущен в 1965 году. Это очень инновационное внедорожное транспортное средство двигалось за счет гусениц использующих цепочку баллонных шин закрепленных на цепи. Имея полезную нагрузку в 300 кг машина разгонялась до 19 км/ч за счет 9-сильного двигателя Rotax. Вездеход обладал исключительными способностями в грязи, болоте или глубоком снегу, там где другие машины вязли CL 213 спокойно полз дальше. В последствии болотоход выставили на продажу, но, вероятно, инженер шел слишком далеко впереди своего времени, было построено всего два экземпляра и Canadair отказался от проекта.
В 1968 году подразделение Canadair Vehicle Division приобрела контрольный пакет акций Robin-Nodwell с целью создания Flextrac Canadair Ltd. в городе Калгари. Продолжалось строительство Flextrac Robin-Nodwell: FN 10, FN 15, FN 22, FM 240. Колесный Walter Trotter был продан по лицензии Canadair FlexTrac в начале 70-х годов. Согласитесь, очень похож на наш Кировец К-700?
Однако реальное намерение Canadair Flextrac — выйти на рынок поставок для армии США с двухзвенными вездеходами Dynatrac CL 91, но к сожалению или к радости, только 63 машины сошли со стапелей Canadair-Flextrac-Robin-Nodwell, в дальнейшем этот перспективный вездеход производился по лицензии в компании Foremost с 1976 года. Следует отметить, группа Canadair медленно двигалась к банкротству и из всей компании Bombardier приобрел только авиаремонтный завод Canadair в 1986 году, другие предприятия группы были распроданы по частям и не произвели ни одного вездехода.
март 2017. Евгений Агеев для Новости 94
Часть пятая: Вездеходы Нодуэлла. Успех Foremost
Часть четвертая: Везедеходы Нодуэлла. FlexTrac Canadair Ltd.
Часть третья: Везедеходы Нодуэлла. Роберт и сын для Советского Союза
Часть вторая: Везедеходы Нодуэлла. Гусеничные вездеходы, первые
Часть первая: Вездеходы Нодуэлла. Брюс Роберт Нодуэлл
Похожие Записи
« Везедеходы Нодуэлла. Роберт и сын для Советского Союза Lexus GX 460 2018 года — будущий лидер продаж »