Sd.Kfz. 7 средний армейский тягач вермахта
Вездеходы с тяговым усилием 8 тонн являются одним из основных транспортных средств Германского вермахта, люфтваффе, ваффен СС (СС — Schutzstaffel, Защитные эскадрильи) и панцерваффе в Великой Отечественной Войне и имеют официальное название Mittlerer Zugkraftwagen 8t (Средне-силовой пассажирский тягач, перевод автора). Основное назначение использования в качестве артиллерийского тягача было для 105 мм тяжелой полевой пушки SK-18, 88 миллиметровой зенитки и 150 мм гаубицы, конечно, буксировались и другие виды орудий, прицепы с боеприпасами и оборудованием, известно использование в виде технической помощи и эвакуатора легких и средних танков. Тягач транспортер способен перевозить до 2 тонн груза и/или боевой расчет из 10 человек.
Для Люфтваффе и танковых армии были произведены модификации полугусеничного вездехода с маркировкой Sd.Kfz.7/1, в виде зенитной пулеметной батареи скорострельностью 1800 выстрелов в минуту из 4-х спаренных 20 миллиметровых пулеметов «Flakvierling 38» для подавления воздушных атак низколетящими самолетами.
С 1943 года, когда Красная Армия Советского Союза перешла в активное контрнаступление, и получила большое преимущество в воздухе, на горб средне-силового тягача получившего маркировку Sd.Kfz.7/2 было установлено более мощное и высоко-бойное 37 миллиметровое зенитное орудие со скорострельностью от 160 до 360 выстрелов в минуту. Скорострельность зависела от модификации пушки, которая постоянно совершенствовалась — Flak 36/37/40/43, зенитное орудие оснащалось прицелом Flakvisier 36, а позднее более точным Flakvisier 40.
Также были изготовлены бронированные версии полугусеничного вездехода — Sd.Kfz.7/5 Artemis – с пулеметом 7.62 мм и Sd.Kfz.7/6 с лобовой и боковой броней 8 мм для десантных и пехотных соединений, огневой поддержки наступательных операций, эти модификации также были популярны у карателей и войск СС.
Версия с маркировкой Sd.Kfz.7/9 была изготовлена для запуска и управления ракет Фау-2. В задней части автомобиля была установлена бронированная надстройки для размещения расчета и радиооборудования защищающая экипаж от пуль и осколков. Автомобиль также буксировал передвижную стартовую платформу, используемую при запуске ракеты. Для этих целей небольшое количество Sd.Kfz.7 были переоборудованы в 1943 и 1944 годах. Некоторые из них были использованы на полигоне в Пенемюнде (Мекленбург-Передняя Померания, Германия) во время испытательных запусков.
Как мы видим этот многоцелевой полугусеничный транспортер тягач был очень популярен в нацистской армии.
Разработала 9,7 тонный (собственная масса) колесно-гусеничный тягач компания Krauss-Maffei из Мюнхена. Таким образом, в начале своего пути вездеход получил сокращенное обозначение «КМ». Транспортные средства изготовленные по лицензии на других заводах имели другие маркировки, соответственно: » BN » для Büssing-NAG, «DB» для Daimler-Benz и «HL» для Hansa-Loyd он же Bogward.
Серийное производство началось в 1934 году с выпуском версии КМ м8, с относительно короткими гусеницами, не обеспечивающими хорошей проходимости. В течение следующих двух лет были выпущены КМ м9 и КМ м10 с более длинными гусеницами. В качестве силовой установки использовались двигатели Майбах HL 57, а в 1937 году на версию КМ м10 были установлены более мощные двигатели HL 62 производства Maybach Motoren.
Производство окончательного варианта КМ м11 началось в 1938 с применением уже используемого двигателя в КМ м10 с небольшими изменениями повышающими надежность силового агрегата — Maybach HL 62 ТUК. ТUК – эта маркировка обозначала увеличенный объем масляного картера и соединительного корпуса с трансмиссией, остальная компановка была сохранена.
6 цилиндровый, рядный, бензиновый двигатель Maybach HL 62 ТUК имел рабочий объем 6,2 литра (как мы видим по маркировке мотора) и развивал мощность 140 л.с. Расход топлива составлял 80/160 л на 100 км пути по дорогам и бездорожью соответсвенно. Напряжение бортовой сети 12 вольт обеспечивал аккамулятор 105 а/ч и 130 ватный генератор. Запас хода обеспечивал топливный бак объемом 215 литров.
Коробка передач полугусеничного вездехода с четырьмя передачами вперед и одной назад разгоняла полугусеничный тягач до скорости 50 км/ч, снабжена редуктором с дополнительным понижающим рядом (демультипликатором) для тяжелого бездорожья, в нееже подключен рулевой механизм для торможения гусениц при поворотах, а также вал отбора мощности лебедки с тяговым усилием 3,5 тонны.
Управление соответствует тракторно-гусеничному, дополненное поворотными передними колесами для малого маневрирования.
Небольшое отличие видно в креплении переднего моста организованного по средствам поперечной рессоры. Колеса гусениц по 7 штук с каждой стороны опирались на торсионы.
Во время производства в период с 1938 по 1945 вносились многочисленные изменения в КМ м11 наиболее ярким из которых, является использование древесины для сооружения задних бортов с 1944 года. За время войны было выпущено более 12 тысяч машин.
Помимо Германии копии этих колесно-гусеничных тягачей производились в фашистской Италии фирмой Бреда (Breda). Даже британская компания Vauxhall Motors Limited сделала несколько прототипов, для своей армии по приказу правительства Уинстона Черчилля.
Sd.Kfz – это сокращение от Sonderkraftfahrzeug, (специального назначения, перевод автора)
май 2015. Евгений Агеев для Новости 94