SdKfz 11 – машина вермахта, овеянная историей
Снежные тундры и раскаленные пески пустынь, реки и болота, крутые склоны и грязное бездорожье – все преодолевают выносливые вездеходы.
Им непочем тяжелые почвенно-климатические условия. Но много ли таких, которые хотя бы отчасти смогли преодолеть завесу времени, оставив след не только на бесконечно долгих дорогах, но и в памяти человека?
К таким машинам, пожалуй, можно отнести артиллерийский тягач SdKfz 11 (Sonderkraftfahrzeug 11). Пусть он появился и работал в мрачные времена Второй Мировой войны, в тени жестокого режима, вычеркнуть его из истории эволюции вездеходов было бы несправедливо.
Истоки и русло
«Родителем» SdKfz 11 была бременская фирма Hansa-Lloyd. Она разработала эту машину, так как Вермахту требовалась серия качественных полугусеничных тягачей. Первоначальная модель появилась в 1933 году, однако массовый выпуск стартовал лишь спустя несколько лет, в 1937. Задача по серийному производству SdKfz 11 была поручена ганноверской фирме Hanomag.
Выпущенные тягачи, а также их шасси, были активно задействованы в производстве бронетранспортеров SdKfz251, и потребность в них все более возрастала.
В общей сложности до 1944 года для «семейства» SdKfz251 было создано почти 10 000 тягачей и более 15 000 шасси!
Поскольку Hanomag оказался не способен полностью обеспечить армию SdKfz 11, пришлось привлечь к производству еще несколько участников. Список изготовителей пополнился предприятиями Adler, Horch, Skoda.
SdKfz 11 стал одной из тех редких моделей, производство которых не прекращалось в течение практически всей войны.
Изобретались различные модификации этого тягача:
Машина-дегазатор (SdKfz 11/2);
Машина – «химический разведчик» (SdKfz 11/5);
Машины, способные создавать дымовую завесу (SdKfz 11/1, 11/4);
Машина, предназначенная для распыления отравляющих химикатов (SdKfz 11/3).
Однако в основном тягачи SdKfz11 применялись в соответствии со своим прямым назначением – для буксировки различных орудий.
Технические детали
Компоновочная схема SdKfz11 предполагала полугусеничную ходовую часть и переднее расположение карбюраторного двигателя с 6 цилиндрами, мощность которого равнялась 100 лошадиным силам.
За двигателем помещалось отделение, где располагались различные приборы контроля и управления. В этом отделении находились командир машины и водитель, а на «корме» вездехода, вдоль бортов, были сиденья примерно еще для 6-7 членов экипажа. Имелся брезентовый тент для защиты от дождя и снега (правда, к концу войны стали появляться тягачи с деревянной кабиной).
Подсветка приборов, работа фар и клаксона осуществлялась за счет аккумуляторов, находившихся под сиденьем командира.
Среднюю часть корпуса занимали ящики с боеприпасами, предназначенные для артсистемы, которую тягач буксировал.
Полугусеничная ходовая часть включала передний мост, оборудованный колесами с пневматическими шинами, а также гусеничный движитель, который имел индивидуальную торсионную подвеску. Если необходимо было повернуть машину на небольшой угол, это осуществлялось за счет передних колес, если же угол поворота был велик, ходовая часть, расположенная с внутренней стороны поворота, отключалась, в то время как больше половины мощности «перебрасывалось» на вторую гусеницу.
Еще немного фактов в цифрах
Боевая масса SdKfz11 составляла 7200 кг. В ширину корпус вездехода был 2000 мм, в длину – 5550, а в высоту – 2150. На шоссе тягач мог развивать скорость свыше 50 км/ч, причем бак с топливом обеспечивал запас хода не менее сотни даже при движении по проселочным дорогам. SdKfz11 мог выдержать груз массой 1,55 тонн, а буксировать и того больше – прицеп мог весить и 3 тонны.
май 2015. Данила ВС для Новости 94
Похожие Записи
3 ответов на SdKfz 11 – машина вермахта, овеянная историей
« Офтальмолог: «Закройте левый глаз и читайте нижнюю строчку!» Пациент: «МГШ-521М1!» Citroen C4 в 20 веке был главным гусеничным тягачом Французской армии »
Сколько немцы не строили свои машины, а все одно, нет им прощения за 20 миллионов наших Братьев и Сестер, самое главное чтоб Мы не забыли этого, как произошло с французиками, турками, шведами — их наши прадеды били-били, а они все лезли и лезли, турок мы воевали 600 лет между прочим
Да конечно все они козлы, в Чесменской битве Русский флот разгромил турок, сожгли весь флот 70 кораблей, разбили всю береговую артиллерию 500-700 орудий и перебили 11000 турок, при наших потерях 700 убитыми, один корабль «Святой Евстафий» и четыре брандеры. Сдается мне, если надо повторим!
Все правильно! Изведем любого супостата… Вечная память Героям!