Вездеходы Нодуэлла. Брюс Роберт Нодуэлл
Часть первая
Уроженец американских прерий Брюс Нодуэлл, проявил изобретательское чутье в раннем возрасте. Родившийся в 1914 году и выросший в Саскачеване, будучи молодым человеком, Нодуэлл изучил ряд профессий, включая ремонт машин и механизмов и электромонтажные работы.
Не желая постоянно работать в одной компании (как все художники), он работал на разных поприщах, вводя в эксплуатацию газовые насосы, строил станции технического обслуживания, прокладывал водопропускные трубы и занимался дорожными работами.
Брюс Нодуэлл основал фирму «Брюс Нодуэлл Лимитед», затем «Flextrac Nodwell». Основная часть продукции в 1965 году была передана новой компании, которая называлась «Foremost Developments Limited». Её возглавил молодой и энергичный сын Джек Нодуэлл.
Материнская компания Nodwell продолжала выпускать различные транспортеры, а с 1974 года ее название сменилось на «Canadair Flextrac».
Некоторых машины собраны дочерними компаниями «Робин—Нодуэлл» и «Терра—Флекс».
Все они расположены по соседству в городе Калгари.
Гусеничные и колесные транспортные средства Nodwell, созданные Foremost Developments of Calgary, штат Альберта (Alberta) в Канаде, возникли в начале 1950—х годов, когда нефтяная промышленность расширяла поиски “Черного золота” на крайнем севере североамериканского континента. Одной из самых больших проблем стало громадное пространство торфяных болот, тундры и снежной пустыни, где использование традиционного колесного транспорта было затруднительным или невозможным.
Потребность в специализированном вездеходе становилась все более очевидной. До появления шин низкого давления и гусеничного транспорта, северная разведка нефти прекращалась в летние месяцы, когда болота размораживались, делая большинство участков недоступными.
В 1952 году Imperial Oil Ltd. искала способ продлить сезон разведки северных районов. Imperial Oil Ltd. разработала ширококолейный автомобиль и попросил инженера новатора Вильяма Брюса Нодуэлла (William Bruce Nodwell) из Калгари, штат Альберта, построить опытный образец. С грузоподъемностью пять тонн вездеход предназначался для доставки людей, материалов и оборудования через болота и распутицу на удаленные нефтепромысловые участки.
Брюс Нодуэлл и его брат Джек основали контрактную компанию Nodwell Brothers в 1943 году и уже были новаторами в конвейерной промышленности, изобретя и построив машину для антикоррозионной обмотки труб. Братья хорошо знали о необходимости всесезонного внедорожника и уже экспериментировали с различными колесными версиями, но решили, что новое предложение будет ответом на их идеи.
Машина, разработанная Imperial Oil, работала не очень хорошо и нуждалась в серьезных модификациях. После того, как вторая (доработанная) машина также оказалась неудовлетворительной, проект закрыли. Но опыт дал Брюсу некоторые идеи. Он был убежден, что концепция разумна, и в 1954 году основал компанию Bruce Nodwell Ltd. для разработки и строительства шести тонного гусеничного вездехода.
Чтобы обеспечить вездеходу достаточную проходимость по неровной поверхности без потери устойчивости, Нодуэлл использовал гусеничную систему с шириной полотна 1 м 22 см, состоящую из двойных резиновых ремней, соединенных со стальными стержнями и вращающихся вокруг резиновых колес.
Большой прорыв пришел в конце 1950—х годов, когда Нодуэлл продал шесть вездеходов для армии Соединенных Штатов на Аляске. Генерал Харрисон — начальник управления транспорта был настолько впечатлен, что купил еще 45 машин. Вездеходы имели большие размеры по тем временам и казались “Монстрами” — более 12 метров в длину и более 3 метров в ширину, при общей массе в 25 тонн могли перевозить 10 тонн груза. Вездеход практически «скользил» по любой местности со средней скоростью 19 км/ч при давлении на грунт всего 140 грамм на квадратный сантиметр.
В 1963 году Джек (Jack), сын Брюса Нодуэлла, еще работая над получением степени в области машиностроения, начал проектные работы по созданию нового гусеничного вездехода и создал компанию Foremost Developments Ltd. Два года спустя его отец и пять других сотрудников из компании Nodwell присоединились к Джеку и Foremost, компания расширилась, в конечном счете, построив транспортные средства в диапазоне от легких (ATV) до вездеходов массой более 40 тонн.
Начиная с этого небольшого старта в Альберте пятьдесят лет назад, машины Nodwell теперь работают по всему миру. В середине 1970—х годов на Аляскинском трубопроводе было использовано более 50 единиц, 700! продано Советскому Союзу в 1969—1970 годах. Сегодня их универсальность распространяется на армейские подразделения, лесозаготовки, строительство нефтегазовых трубопроводов и даже обслуживание туристических маршрутов.
В следующих статьях мы подробнее расскажем о самых популярных и оригинальных моделях вездеходов Нодуэлла.
март 2017. Евгений Агеев для Новости 94