Югославское Vozilo! A?
Югославия во времена существования Советского Союза считалась братской республикой, что предполагало помощь своему «младшему» брату со стороны мощной державы во всем. Военная техника не являлась исключением. Особенно острая необходимость в поставках военной техники чувствовалась в годы второй мировой войны, когда для нужд югославской армии Советский Союз выделял танки Т-34, вариант Т-34-85, различные самоходные установки. Но после завершения войны с фашисткой Германией, во времена правления Тито происходит «похолодание» тесной дружбы Советских Освободителей и некогда братской Югославией. Это произошло из-за отказа руководства ком партии Югославии
Небольшая республика очутилась на определенном перепутье, поскольку импорт военного оборудования и техники производимых в странах соцлагеря резко прекратились, а достаточно сложные политические отношение с недавнем союзником только ухудшались. Это подтолкнуло руководство республики налаживать контакты со странами Запада для закупки новых образцов военной техники, чтобы поддерживать армию в боеспособном состоянии. Основными поставщиками танковой техники для Югославии в то время являлись Соединенные Штаты Америки.
Несмотря на возможность приобретения тяжелой техники из-за рубежа, тогдашний руководитель республики Иосип Броз Тито поставил ответственную задачу перед директорами производственных объединений и заводов – разработать собственный танк, который бы по своим характеристикам не уступал образчикам западного или советского производства.
Итогом выполнения наказа высшего руководства страны, стали первые собственные танки, выпущенные на территории Югославии, которые были показаны во время военного парада 1950 года. Они получили название Vozilo-A или иначе, тип А. Поскольку югославские инженеры работали в условиях ограниченности по времени, то они не стали придумывать колесо, а разработали хороший югославский танк на базе хорошего советского танка, а именно Т-34-85. Проектировщики югославской машины не стали особо мудрить и практически полностью скопировали корпус советского «собрата», оставили без изменении ходовую часть, сохранили башенное орудие.
Изменения коснулись башни, которая была полностью создана стараниями югославских инженеров. Она приобрела эллипсовидную форму и получила усиленную броню по всем сторонам. Особенно усилена была лобовая часть, что продиктовано большей опасностью повреждения танка при попадании снаряда. Также лобовая часть брони была усилена и на корпусе. Стрелковое оружие также полностью позаимствовали по принципу «с миру по нитке». Пулеметы на башне немецкого производства из числа военных трофеев. Трофейными были и прицелы. Башенное орудие скопировали с русского танка, но модернизировали путем применения дульного тормоза, немецкой разработки. Для связи применялась радиостанция английского производства.
Благодаря всем изменениям танк значительно «поправился» и его конечный вес увеличился по сравнению с оригиналом более чем на четыре тонны, что привело к увеличению нагрузки на силовую установку и трансмиссию, возникали проблемы и с ходовой частью при движении по пересеченной местности. В итоге выпустили всего 7 предсерийных образцов, после чего последовало решение снять данный танк с производства.
ноябрь 2016. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« Gurgel G-15 — Бразильский карнавал Linx* — Русский снегоход »