AWD Мотоциклы. Yamaha WR450F 2WD — Шаг вперед
Цикл статей «Легенды Мировой Мотокультуры», мотоциклы AWD, 3х2, 2х2
Компания Yamaha в 2004 году сделала один из самых значительных шагов в истории мотостроения, выпустив мотоцикл с приводом на два колеса ограниченной серией. Хотя это и не первый мотоцикл с AWD приводом в истории, но новая машина стала знаковой моделью. WR450F 2-Trac первый из многих – прошедший испытания «в условиях приближенных к боевым» на ралли Дакар показал огромные преимущества с точки зрения безопасности, тяги и скорости прохождения поворотов на скользкой, песчаной или грязной дороге.
Хотя первым мотоциклом доступным для покупки, который предлагался с системой Yamaha 2-Trac, стала машина для соревнований по бездорожью на базе эндуро WR450F, тесты также провели на шоссейном байке R1 1000 куб. Шведская гоночная трасса Karlskoga показала, что R1 с полным приводом дает колоссальное преимущество в пять секунд на круг по сравнению со стандартной машиной на мокрой трассе.
Выпуск нового байка, разработанного Yamaha совместно с гоночным отделом Ohlins, стал кульминацией почти двадцатилетних испытаний как механических, так и гидравлических систем полного привода.
Исследования AWD привода начались в 1985 году, к 1998 гидронасосы Ohlins установили на два Yamaha YZ250 передав крутящий момент переднему колесу. И сразу победу привозит Торлейф Хансен (Thorleif Hansen) пилотируя Yamaha YZ250 2WD на национальном Шведском ралли Готланд (Gotlands). Ралли в Сардинии (Sardegna) через год и опять успех, но уже в классе 600, итальянская команда Белгарда-Ямаха (Belgarda-Yamaha) на 2WD TT600R под управлением Антонио Коломбо (Antonio Colombo) занимает первое место, следом ралли «Бедуинов» в пустыне ОАЭ и снова первое место.
Трижды, полный привод дает фору гонщикам на соревнованиях, а инженеры Ohlins имеют возможность протестировать гидропривод в реальных условиях и сделать вывод: 250см.куб мало, 600 см.куб много.
Уже в 2001 году Жан-Клод Оливье (Jean-Claude Olivier), мотогонщик с 1972 года и президент компании Yamaha France, на Yamaha WR426F 2WD занял пятое место (засиделся гонщик в офисном кресле) в престижном ралли Шамрок (Shamrock). Затем, в 2002 году, Давид Фретинье (David Fretigné) и Жан-Клод Оливье (Jean-Claude Olivier) финишировали 1-м и 2-м за Yamaha France в ралли Шамрок (Shamrock) на мотоциклах WR426F 2WD.
Жан-Клод Оливье (Jean-Claude Olivier) символ мотогонок с 1970-х, вернулся в пустыню сменив офисное кресло на «кресло» мотоцикла, чтобы через 30 лет снова подняться на самый уважаемый пьедестал почета мотогонщиков всего мира. Браво Мотосир Оливье!
К ралли Дакар 2004 года построили две специальные Yamaha WR450F 2WD Dakar с комплектом Kit Afrique основным отличием которых является защита картера с запасом питьевой воды, дополнительные баки топлива и ветровой щиток. На одном из них Давид Фретинье (David Fretigné) выиграл три этапа у литровых! мотоциклов заняв в общем зачете 7-е место! (напоминаю, против литровых болидов), а в 2005 пришел уже 5-м!
Как устроен полный привод на мотоцикле
В запатентованной системе 2-Trac используется гидравлический насос, расположенный над коробкой передач и приводимый цепью (в масляной ванне) от основного вала отбора мощности второй звездочкой.
Система состоит из насоса, соединенного гибкими шлангами с гидравлическим двигателем, расположенным в ступице переднего колеса. 2-trac — система с замкнутым контуром, оснащенная фильтрацией, и представляет собой саморегулирующийся компактный механизм. Гидравлическое давление, передаваемое на переднее колесо, пропорционально скорости заднего колеса: чем больше заднее колесо теряет сцепление с дорогой, тем больше гидравлическая система компенсирует тягу за счет увеличения крутящего усилия на переднем колесе. Переднее колесо никогда не может поворачиваться быстрее, чем заднее колесо, а мощность, передаваемая на переднее колесо, никогда не бывает выше, чем та, которая используется для заднего колеса. Эта саморегулирующаяся система также учитывает условие — когда дроссельная заслонка закрыта, мощность не передается на переднее колесо, но если дроссельная заслонка резко открывается и заднее колесо начинает терять сцепление с дорогой, резкое увеличение оборотов насоса увеличивает гидравлическое давление в системе и большую долю мощности двигателя передает на переднее колесо. Таким образом, доля мощности двигателя, передаваемая на переднее колесо, регулируется как дроссельной заслонкой, так и тяговым усилием заднего колеса.
Механический, гидравлический или электрический
Для передачи мощности на переднее колесо мотоцикла могут использоваться три технологии известные на сегодняшний день: механическая, электрическая или гидравлическая. С инженерной точки зрения мотоцикл — по сути, «двухмерное» транспортное средство, и передать мощность на переднее колесо непросто. Ситуация осложняется тем фактом, что ступица переднего колеса на байке установлена между перьев вилки, а в некоторых случаях еще и дисками тормоза с обеих сторон, что еще больше затрудняет доступ к ступице. Есть исключения типа Suzuki Nuda, Drysdale Dryvtech 2x2x2 или KTM LC8 990 Adventure Projekt DT-A Швейцарского инженера Гвидо Коха с однорукими маятниками переднего колеса.
Rokon, Christini 450AWD, Suzuki и другие производители использующие механический привод переднего колеса с помощью цепи или вала и шестерен показываю ряд недостатков. Среди основных: дополнительная масса мотоцикла, сложность и недолговечность конструкции, значительное техническое обслуживание. Еще одна проблема, связанная с механическими системами, заключается в том, что для их установки требуются дорогостоящие, сложные модификации рамы и подвески.
Гидравлическая система относительно проста, легка и компактна, именно по всем этим причинам YAMAHA и Ohlins на тот момент выбрали гидравлику (Ямаха владела контрольным пакетом акций Шведского Ёлинз). На обычном байке заднее колесо скользит по рыхлой поверхности, и крутящий момент двигателя не полностью передается на землю. Отводя 15% мощности на переднее колесо, система 2-Trac снижает потери из-за отсутствия или не достаточного сцепления заднего колеса и обеспечивает лучшее общее сцепление с дорогой. Еще одно преимущество системы 2-Trac заключается в том, что она легко адаптируется к любой машине, не требуя больших изменений двигателя или рамы.
Развитие электрического привода в 2001 году теоретически было невозможно, бесщеточные двигатели мало изучены, не существовало мощных буферных элементов накопления энергии (аккумуляторов), а применение только одного генератора невозможно, так как он обладает постоянным отбором мощности, так необходимой для вращения заднего колеса.
Учится заново?
2-Trac представляет собой одно из самых значительных достижений в области гражданской внедорожной техники за многие годы, и его потенциальное влияние можно сравнить с развитием первых гражданских внедорожников 4×4 после Великой Отечественной войны. «Используя Yamaha WR450F 2-Trac, вы будете удивлены его возможностями и характеристиками в самых сложных ситуациях, таких как песок или грязь» — говорил Жан-Клод Оливье (Jean-Claude Olivier), один из главных пилотов-испытателей в программе разработки и президент Ямаха Франция. «Мотоцикл WR450F 2-Trac проезжает там, где буксует стандартный WR450F. Помимо отличного сцепления на мокрой или скользкой поверхности, система 2-Trac обеспечивает улучшенную устойчивость на прямой и в поворотах.»
Вы поворачиваете, традиционно наклоняя корпус, и задняя часть мотоцикла движется по той же траектории, что и переднее колесо. Вам не придется бороться с заносом заднего колеса. В поворотах WR450F 2-Trac легче контролировать, и это является неоспоримым преимуществом как для начинающих, так и опытных гонщиков. Ралли Дакар показали, что скорость WR450F 2-Trac на поворотах на песке на 10% выше благодаря 2-Trac.
После тестов и соревнований Yamaha Motor Co., Ltd из Ивату создала интригу заявив, что WR450F 2-Trac будет производиться только для спортивных соревнований, но в последствии решила использовать огромный потенциал гидропривода на мотоциклах и скутерах.
В 2005 году Yamaha отметила в своем пресс-релизе, что система легко адаптируется к существующим машинам, упоминая возможность установки системы на шоссейный Yamaha R1 и скутер T-Max. По заказу Ямаха Австралия изготовили партию полноприводных Yamaha WR450F 2-Trac удалив все Дакаровские навороты. Также известно о продаже 2WD мотоциклов в Америке и Европе. 2005 стал началом и концом продаж полноприводного эндуро.
В России объявлений о продаже мы не нашли, есть одно предложение в Англии по цене 11700 EURO, два мотоцикла продаются в Америке 9850$ и 10400$.
В связи с появлением электродвигателей достаточной мощности и Литий-Ионных аккумуляторов смысл гидравлики меркнет, электричка проще, дешевле, неприхотливей. Но несмотря на появление полноприводных электро-гибридных прототипов от KTM и Wunderlich 2WD BMW R1200GS мы пока не знаем о существовании серийной версии (или хотя бы мало серийной) какого-либо нового полноприводного мотоцикла с немеханическим приводом.
Представленная в 2015 году на Токийском Авто салоне полностью электрическая полноприводная Yamaha PES2 (в классе Мото2 – 125 см.куб) в продаже не видна до сих пор.
Итог, мы имеем возможность получить полноприводный мотоцикл только с механическим приводом от Американских: Christini и Rokon или многочисленных Китайских копий последнего.
Тактико-Технические характеристики Yamaha WR450F 2-Trac Dakar (2004)
Двигатель | 4-тактный, 1-цилиндровый, 5-клапанный, DOHC |
Объем двигателя | 449 см3 |
Мощность двигателя | 42 кВт/58 л.с |
Трансмиссия | 5-скоростная, цепь |
Рама | сталь |
Три топливных бака | общим объемом 45 литров |
Топливный насос | вакуумный |
Свет | 2*ксенон |
апрель 2021. Евгений Агеев для Новости 94
Похожие Записи
« AWD Мотоциклы. Век ХХI, итог. AWD Мотоциклы. Christini 450AWD — Объяснение полного привода »